Каким способом научить его самостоятельности? Из-за каких родительских ошибок ребенок может бояться идти в школу?
Своим опытом воспитателя и родительскими хитростями с нами делится многодетная мать, воспитатель детского образовательного учреждения прогимназии № 1, и один из организаторов «Родительского клуба по пятницам» Ольга Кашина:
Готовность ребенка к школе определяется не количеством усвоенных им навыков и купленных обновок, а его психологическим состоянием. Радость от приобретенного портфеля и тетрадок закончится быстро, а учиться придется еще 11 лет.
Поэтому главной задачей здесь должна стать беседа с ребенком о его новом темпе жизни. Важно не запугивать, не ставить перед фактом, а говорить с ним, как со взрослым.
Так, обязательное посещение школы может быть приравнено к работе родителей, на которой он читает, вычисляет, пишет и учится работать в коллективе. Ребенок ощутит повышение своего статуса в семье и осознает груз ответственности, легшего на его плечи.
Начинать настраивать на учебный год стоит с августа: разыграйте с ним сценки из школьной жизни, давая ему ощутить всю горькость учительского хлеба. Постепенно изменяйте распорядок дня: нужно не только ложиться раньше спать, но и приучать его есть определенное количество раз в конкретное время. В противном случае ребенок будет испытывать голод еще до окончания занятий. Чтение вслух, а также выполнение небольших заданий в первой половине дня, пока наш ученик еще полон сил, поможет ему легче адаптироваться после летних каникул.
В первые годы обучения дети ориентированы на авторитет учителя и те или иные свои неудачи связывают именно с его отношением к ним. Если у ребенка есть небольшие отклонения (он гиперактивен, чувствителен, замкнут, медлителен и т. п.), то не старайтесь скрыть их наличие. Обговорите ситуацию с преподавателем, это позволит ему создать наиболее благоприятную обстановку для маленького школьника. После занятий интересуйтесь поведением чада: что удалось на уроках, а что нет.
Читайте также: | |
---|---|
Педагог Бороздин больше 20 лет работает с «необучаемыми и невоспитуемыми» | |
С сентября школу ждут нововведения | |
По-французски с любовью...Репортаж из гимназии |
Как мать троих детей, я не признаю материальную мотивацию для детей. Конечно, можно и даже нужно дарить им подарки на праздник, да и просто потому, что вы их любите, но не стоит «продавать» ему свое одобрение, так вы будете связаны с ним уже не родительскими, а денежными отношениями. А кому хочется осознавать, что в глазах родного тебе существа вы просто банковская карта?
Все мы хотим, чтобы наше чадо осознало всю важность школьного процесса. Тогда мы не будем вынуждены тратить километры нервов на выполнение домашней работы, ведь после работы и самим хочется отдохнуть. В такой ситуации проще всего сорваться на ребенка, который и так не в восторге от выполнения заданий.
Стоит понять, что сидение с ним часами над уроками, требование переписывать все по 10 раз в черновике, а потом в чистовик – все это лишнее. Ребенок лишь возненавидит школу и отстранится от вас. Многие ошибочно полагают, что учеба детей – это работа родителей, где все должно быть идеально. Разумеется, первые два месяца должен быть тотальный контроль. В этот период главное – не упустить ребенка, привить ему тягу к знаниям. Дело в том, что, воспитывая самостоятельность, держа чадо в ежовых рукавицах, мы не даем ему возможности самому учиться ответственности. Поэтому и выходит, что чем больше вкладываешь, тем меньше получаешь.
Детские страхи
О том, по какой причине возникают страхи перед началом учебы, как их преодолеть и адаптироваться в новом коллективе, нам рассказала педагог-психолог муниципального казенного учреждения города Новосибирска «Городской центр психолого-педагогической поддержки молодежи «Родник» Лариса Альбертовна Залесская:
Наиболее часто причина страха перед школой — это ошибки в воспитании ребенка.У дошкольников такой страх может возникнуть из-за неизвестности, что его ожидает в школе, или боязни разлуки с родителями, тревоги не оправдать их ожидания.
Чтобы избежать подобных страхов, родителям нужно подробно отвечать ребенку на все вопросы о школе и ученической жизни, смотреть и обсуждать с ним фильмы о ней, читать книги. Важно сформировать у школьника позитивное отношение к образовательному учреждению, дать понять, что он уже достаточно взрослый; укрепить его веру в собственные силы и возможности.
Эмоциональное состояние первоклассника всегда зависит от настроения его родителей. Если вы сами позитивно настроены по отношению к школе, уверены в готовности своего чада учиться, этот настрой обязательно получит и ребенок. Однако не стоит возлагать надежд на то, что он обязательно будет лучшим учеником.
Что же касается школьной дезадаптации, то мы можем определить ее как внешнее проявление нарушений, при которых ребенок не может найти в школьной среде «свое место», не может быть принят таким, какой он есть, и оптимально реализовать свой потенциал. Она может определяться несколькими критериями:
Первый из них — сложности в обучении по программам, соответствующим возрасту и способностям ребенка, хроническая неуспеваемость, второгодничество и недостаточность знаний. Вторым можно назвать нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению и учителям: проявление пассивности и безучастия, негативный протест, пренебрежительное отношения к школе и учебе, активно проявляемые ребенком. И третьим критерием являются повторяющиеся нарушения поведения: частые отказы, постоянное несоблюдение дисциплины с активным противопоставлением себя соученикам, учителям, демонстративное пренебрежение правилам школьной жизни.
У детей, которые уже не в первый раз идут в школу, причинами возникновения страха перед школой могут быть также конфликтные отношения с учителями или учащимися школы, которые он не может уладить самостоятельно, и заниженная самооценка. Проблема адаптации в коллективе зачастую связана с внутренними переживаниями вашего малыша. Каждый ребенок ориентируется на семейную атмосферу. По этой причине, создав правильный, положительный, настрой «внутри», научив дитя азам культуры и взаимодействия, вы поможете ему находить общий язык с незнакомым коллективом.
В любом случае любовь, терпение, понимание и доверие родителей — лучшее лекарство от детских страхов, комплексов и проблем. На этом непростом жизненном этапе не только ребенку, но и родителям нужна максимальная поддержка друг друга. Вспомните себя в его возрасте: делайте вылазки на природу, катайтесь на каруселях, смотрите мультфильмы, играйте, готовьте вместе — это как нельзя лучше поможет вам найти общий язык и избежать возможных проблем.