Сегодня только двух детей из ста можно назвать здоровыми — таковы данные всероссийской диспансеризации. И с каждым годом абсолютно здоровых детей у нас становится все меньше.
Как проблемы со здоровьем связаны с учебой и как уберечь от них детей? Рассказывает главный педиатр Новосибирской области Татьяна АНОХИНА.
Профилактика едой
Проблема. У многих школьников проблемы с режимом питания. Нередко дети не успевают позавтракать или на ходу заглатывают бутерброд. Неполноценный обед, поздний ужин — все это становится причиной развития гастрита, гастродуоденита, язвенной болезни.
Решение. Важно, чтобы ребенок получал горячий завтрак — каши, омлет. Обед обязательно должен включать горячие блюда и быть полноценным. Если ребенок освобождается рано, он может пообедать дома, но старшеклассники, у которых много уроков, обязательно должны получить горячий обед в школе.
Ужин также должен быть горячим и полноценным, но ниже по калорийности, чем обед. Нельзя допускать, чтобы ребенок весь день голодал, а потом получал весь суточный объем калорий вечером в один присест. Ужинать лучше не позже шести-семи часов вечера, до сна должно оставаться не менее двух — двух с половиной часов. Ближе ко сну можно выпить стакан кефира или съесть фрукт, но никак не сладости или выпечку, особенно если в семье есть склонность к ожирению.
Неправильный портфель
Проблема. У многих детей проблемы с позвоночником: сколиоз и другие деформации возникают из-за неправильно подобранного или слишком тяжелого ранца
Решение. В идеале это должен быть именно ранец, который надевается сразу на два плеча: если вес не распределен равномерно, это приводит к искривлению позвоночника в соответствующую сторону. Лямки должны легко регулироваться, а их ширина быть не менее 3 см. Лучше, если внутренняя стенка ранца будет достаточно плотной, обитой мягким материалом, чтобы предметы, расположенные внутри, не давили на спину ребенка. Вес ранца вместе со школьными принадлежностями у младшего школьника не должен превышать 10% массы тела ребенка, у учащихся средних и старших классов — 15%.
Искривление позвоночника — 68% школьников города.
Зрительные нагрузки
Проблема. Школьники постоянно вынуждены напрягать зрение — и в школе, и дома при выполнении домашнего задания. Дети часто делают уроки в темное время суток, особенно зимой. Зрительные нагрузки и дефицит естественного освещения приводят к развитию близорукости
Решение. Правильная организация режима дня и рабочего места. Домашние задания нужно делать в светлое время суток. Если ребенок учится в первую смену, он приходит из школы, обедает, затем около часа отдыхает и садится за уроки, чтобы закончить их до наступления темноты. Если школьник учится во вторую смену, делать уроки лучше утром. Если часть заданий придется готовить вечером при искусственном освещении, важно уделить внимание правильному освещению рабочего места. Если ребенок правша, лампа должна стоять слева, а если левша — то справа. Дневной свет также должен падать либо прямо, либо слева, освещение должно быть достаточным. Нельзя делать уроки или читать только при включенном верхнем свете (люстре) без настольной лампы.
Снижение зрения — у 45% школьников города.