Примерное время чтения: 9 минут
202

Ясный мир для детских глаз

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. «АиФ Здоровье» 26/07/2012

   О том, как помочь ребенку сохранить хорошее зрение, рассказывает руководитель службы медицинской профилактики ГКУЗ НСО МИАЦ Ольга ЖЕЛЯБОВСКАЯ. 

   Близорукость в центре внимания 

   В структуре заболеваемости детей Новосибирской области сохраняется высокий уровень болезней глаза и его придаточного аппарата. Среди них преобладают миопии – почти 60%. 

   Прогрессирующая миопия (близорукость) – это такое состояние, когда человек хорошо видит предметы, расположенные вблизи, и плохо – удаленные от него. Прогрессирующей считают близорукость, которая возникает у детей школьного возраста и с каждым годом увеличивается, сопровождаясь значительным снижением зрения. Близорукость (также как и дальнозоркость) принято характеризовать по величине, для чего существует такая единица, как диоптрия. Чем больше величина (степень) миопии, тем хуже человек видит вдаль. 

   Миопия до 3 диоптрий считается слабой, 3–6 диоптрий – средней и свыше 6 диоптрий – высокой. Снижение остроты зрения начинается еще в раннем возрасте, при этом наиболее выражен этот процесс в период перехода детей из младшей школы в среднюю.

   Близорукость приводит к снижению качества жизни школьников – из-за снижения остроты зрения ребенок чувствует себя некомфортно в процессе учебы и отдыха, при общении со сверстниками. Кроме того, у детей со слабым зрением ограничен выбор внешкольных занятий, спортивных увлечений, а в перспективе значительно сужается круг доступных профессий. Именно поэтому методы профилактики близорукости в школьном возрасте имеют важнейшее значение, и главный из них – это формирование правильного режима дня. 

   Режим – основа здоровья 

   Правильный режим дня предохраняет от переутомления, обеспечивает хорошую работоспособность и настроение, укрепляет здоровье. Высокой работоспособности в любом виде деятельности можно достичь, чередуя дело и отдых, бодрствование и сон. Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы: 

    - Режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);

    - Время пребывания на воздухе в течение дня;

   - Продолжительность и кратность сна;

   - Продолжительность и место обязательных занятий в режиме дня как в условиях общеобразовательных учреждений (школа, внешкольные учреждения – кружки, дома творчества), так и дома; 

    - Продолжительность составных элементов занятий с детьми и подростками с учетом их особенностей (уроки в школе, занятия трудом, физической культурой, практика на УПК), методика преподавания, плотность занятий; 

    - Свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.

   Правило телевизора 

   День школьника, и без того насыщенный, должен включать в себя множество различных занятий. Проводить долгие часы у телевизора, компьютера, без конца слушать диски, валяться с книжкой на диване в ущерб активному отдыху – значит умышленно наносить вред своему здоровью.

   Допустимая продолжительность просмотра телепередачи для детей дошкольного возраста не должна превышать 30 минут, младшего школьного возраста – 1 час, среднего – 1,5 часа; старшие школьники могут смотреть дольше – до 2 часов. Более продолжительный одномоментный просмотр у большинства школьников вызывает неблагоприятные изменения в состоянии организма, зрении. Чем младше школьник, тем раньше наступают эти изменения. После 2–3-часового отдыха они проходят, но если ребенок каждый вечер проводит у экрана телевизора, утомление накапливается и переходит уже в переутомление, на основе которого могут возникнуть болезненные нарушения. Рекомендуется смотреть телепередачи не более 2–3 раз в неделю. 

   Для предупреждения утомления и зрительного напряжения при просмотре телепередач очень важны три условия: расстояние от зрителя до телевизора, освещение в комнате, ка­чество изображения на экране. 

   Лучше всего удобно расположиться в кресле или на стуле (они не должны быть слишком мягкими) на расстоянии не ближе чем 1,5–2 метра от черно-белого телевизора и 3 метра от цветного. Сидеть дальше 5–5,5 м от телевизора не рекомендуется. Экран должен быть на уровне глаз сидящего человека или чуть ниже. Если школьник носит очки, то во время просмотра передачи их следует обязательно надеть. 

   Лучше всего, если комната освещена верхним светом или настольной лампой, не находящимися в поле зрения и не отражающимися на экране. Днем телевизор следует смотреть в незатемненной комнате и лишь в солнечные дни закрывать окна легкими шторами, так как яркий свет, попадая на экран, значительно уменьшает контрастность изображения и ухудшает видимость, что создает дополнительное зрительное напряжение. 

   Чтение с пользой для глаз 

   Чтение – процесс, в ходе которого ребенок должен различать большое число мелких деталей на близком расстоянии. Это ведет к переутомлению глазных мышц. В связи с этим читающему необходимо правильно располагать голову по отношению к тексту. Так, расстояние головы школьника 8–9 лет от текста, расположенного на пюпитре, в среднем должно составлять 24,2 см; в возрасте 11–12 лет – 29,1 см. Лишь в более старшем возрасте расстояние от книги при чтении становится больше и достигает 30–35 см.

   Чтобы избежать зрительного утомления при чтении, очень важно соблюдать следующие правила:

    - Освещенность рабочего места должна быть хорошей. 

    - Длительность непрерывной зрительной работы должна быть ограничена 45–60 минутами, после чего требуется перерыв для расслабления глазных мышц и общей физической активности;

    - При чтении необходимо следить за правильной позой, исключающей значительное зрительное напряжение; 

    - Школьники, имеющие близорукость, обязательно должны пользоваться очками при зрительной работе и делать более частые перерывы, во время которых необходимо выполнять специальные упражнения, расслабляющие мышцы глаза. 

   Вредно читать издания с нечетким шрифтом – это заставляет чрезмерно приближать глаза к книге, а также при недостаточной освещенности. Все это ведет к утомлению глаз (веки краснеют, в глазах появляется ощущение рези, «песка»), усталости мышц шеи и спины.

   Вредно читать лежа. Если вы читаете лежа на боку, то один край книги к вам ближе другого и установка глаз на строку все время меняется. Если лежите на спине и держите книгу в руках, расстояние от глаз до книги непостоянно, и эта разница требует частой смены аккомодации, что чрезвычайно утомительно для глаз, приводит к быстрой утомляемости и головной боли. При чтении лежа трудно обеспечить правильное освещение книги, следовательно, работа глаз еще более затрудняется.

   Чтение в поездах, метро, автобусах также не идет на пользу глазам: освещение там недостаточное, да и вибрация постоянно меняет расстояние от глаз до книги, что вызывает излишнее напряжение и утомление. Ни в коем случае нельзя читать и во время ходьбы, как это иногда ухитряются делать некоторые ребята.

   СОВЕТ

   Зарядка для глаз

    - Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1–4, затем открыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз. 

     - Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1–4 (до усталости глаза не доводить). Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

    - Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1–4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1–6. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3–4 раза. 

    - Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1–6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.  

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах