В селе Иванкино Каргатского района большое прибавление. Несколько лет назад школа оказалась на грани закрытия, и учителя села взяли под опеку детей-сирот.
В результате в начальных классах набралось необходимое количество учеников, люди не остались без работы, а детдомовцы обрели родителей.
Школа будет работать
Четыре года назад в соседних с Иванкино селах закрылись несколько школ. В начальных классах учились по три человека, и поскольку учреждения были на самоокупаемости, денег на содержание школы не хватало. Такая судьба ждала и Иванкино. Тогда учителя решили не допустить закрытия школы. Первой, кто отважился принять в семью ребенка, стала завуч школы Людмила ЗАМЕРЗИНА.
— Мы давно мечтали о девочке, но Бог дал нам двух мальчишек. Сейчас один старшеклассник, другой студент. Денег на их содержание требуется много, и решиться принять в семью еще одного ребенка было непросто, — вспоминает Людмила Николаевна. — Но ведь поднимали же как-то раньше наши родители детей, и семьи у всех были многодетные. Мой муж воспитывался вместе с одиннадцатью братьями и сестрами, у моих родителей было четверо детей. Все жили дружно, получили хорошее воспитание и образование. В общем, поехала я в детский дом за дочуркой, а привезла сына Юру. Как увидела его грустные глаза, сразу что-то екнуло в сердце: так он похож на всю нашу семью! Такой же черноволосый, кареглазый — вылитый наш сыночек. А Юрочка после признался, что всегда думал, будто мама его сначала потеряла, а потом нашла. Ребенок истосковался по ласке и вниманию. В пьяном бреду и наркотической зависимостью его матери было не до сына, в четыре месяца малыш переболел двухсторонней пневмонией. Взяли мы его в четыре года. Подрастили, приучили к порядку, подготовили к школе. Сейчас он уже первоклассник.
Год спустя в семье Замерзиных появилось еще трое приемных детей. Опять хотели взять под крыло дочурку, но полюбились три мальчика — все братья. Когда приехали в администрацию решать вопросы очередного оформления опекунства, им рассказали, что одну женщину лишили родительских прав и теперь ее сыновей отправляют в детский дом. Пете было десять лет, Толе шесть, а Андрюше 1,5 года. Младшенький совсем не улыбался, не умел ходить. Малыши никогда не справляли праздников, не знали, что в Новый год полагается дарить подарки...
— Посовещавшись с мужем, мы решили, что нашей любви так много, что ею можно поделиться и еще с тремя ребятишками. Тем более что в отделе опеки сказали: если возьмем мальчишек, то потом и девочку можно будет принять, — говорит Людмила Николаевна. — Так что подрастет наша ребятня, и может, сестренка у них появится.
Примеру Замерзиных последовали и коллеги. Из восьми учителей пятеро взяли детей из детдомов. Среди приемных родителей — и директор школы Николай Хоменко, и техничка Елена Драчева. У всех есть собственные дети, а теперь еще и по одному-двум приемным. Учительница русского языка Галина Емец взяла под опеку братика с сестренкой. Обе ее дочери уже давно выросли, завели свои семьи. Оставшись в одиночестве, женщина решила взять к себе ребенка. Леночка сразу понравилась — уж больно была похожа на родных дочек. Однако оказалось, что у девочки есть маленький братик, поэтому взяла обоих. Как признается Елена, ее жизнь наполнилась новым смыслом, а ребятишки обрели маму. Когда договор опеки закончится, женщина от детей отказываться не собирается. Для нее они уже давно стали родными. Подивившись такой отваге — все-таки женщина одна воспитывает детей — деревенские жители тоже стали привозить сирот. Сейчас в селе живут 12 приемных ребятишек, и на смену трем выпускникам школы примут сразу восьмерых первоклашек.
Большие проблемы маленького села
В деревнях, где многие не имеют работы и живут натуральным хозяйством, поднимать приемных детей непросто. Хоть и положено на каждого ребенка старше шести лет по 7,5 тыс. рублей, а младше шести — более шести плюс доплаты, этих денег не хватает.
— Город от нас более чем в 200 км. Естественно, что продукты поступают уже с большой накруткой. Спасает только то, что у многих есть свой огород и домашний скот, — рассказывает Людмила Замерзина.
Оклад учителя небольшой — всего 7–8 тыс. рублей плюс 80 рублей за час урока. Чтобы прокормить детей, многие набирают по 30 часов в неделю!
Есть в деревне и другие проблемы. Как-то так получилось, что большинство опекаемых детей — мальчики. Чтобы энергия ребятни направлялась в правильное русло, на собственные средства школа соорудила для них хоккейную коробку. На дорогостоящее спортивное обмундирование денег не хватило. А поскольку участие в соревнованиях возможно только при его наличии, приходится постоянно просить форму в соседних школах. Играют ребята успешно: недавно победили в товарищеской встрече с командой соседней деревни. Мальчишки и их учителя надеются, что появятся добрые люди, которые помогут школе приобрести спортивную форму. Тогда на ней выбьют гордое название «Вымпел».
Волнуют иванкинцев и вопросы связи. Телефон в деревне имеется только в школе. Сотовая связь появилась два года назад, но толку от нее мало: сигнал ловится только на возвышенностях, да и то не всегда. А чтобы позвонить по межгороду, нужно заказывать переговоры в Каргате, до которого 60 километров. Об Интернете здесь только мечтают и дивятся бесконечным заявлениям чиновников об успешной информатизации сел и повсеместном введении электронного правительства.