Сибиряки за восемь месяцев 2018 года на сайт «Карта убитых дорог» нанесли 183 объекта, что на четверть больше, чем за весь прошлый год.
Денег не хватает?
Президент РФ поставил задачу заметно улучшить качество региональных, муниципальных дорог в стране, действует и федеральная программа безопасных дорог, на которую выделяются немалые средства. Кстати, ситуация в нашем регионе всё же меняется в лучшую сторону. «Большое внимание уделяем безопасности на автотрассах. Если ещё 5 лет назад в ДТП на каждые 100 тыс. населения было 23 погибших, то сегодня 9,7, – говорит и. о. министра транспорта НСО Анатолий Костылевский. – Поставлена задача снизить в 2 раза эти показатели».
Но участков дорог, где опасно ездить, всё ещё немало. «В Новосибирске колеи на улицах Вертковская, Плотинная, после разъезда Иня в сторону Академгородка, – перечисляет водитель Александр Симонов. – Съезд с Бугринского моста на ул. Ватутина как стиральная доска! Как ни странно, колеи и ямы вроде убирают, но вскоре они снова появляются!»
Не секрет, что в суровых погодных условиях, когда грунт то промерзает, то тает, асфальтовое покрытие быстро изнашивается, его нужно ремонтировать. «По нашим данным, – говорит координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ в НСО Александр Стефанов, – жители жаловались на 328 участков дорог, из которых 210 находятся в Новосибирске. И только 65 из них отработаны владельцами дорог. Это низкий показатель».
Почему так происходит? Чиновники утверждают, что катастрофически не хватает средств. И. о. министра транспорта приводит простые расчёты: «На содержание территориальных дорог нужно 10,5 млрд в год, у нас – в 3 раза меньше. Нам необходимо привести в нормативное состояние половину федеральных и муниципальных трасс. Их в НСО 1700 км. Подсчитали, что на ремонт нужно 70 млрд руб. А из федерального бюджета (как сообщили в кулуарах) на 6 лет нашему региону планируется выделить 14,5 млрд руб.»
А где контроль?
В условиях дефицита нужно рачительно хозяйствовать. Но у общественников есть немало нареканий не только к принципу выбора дорог для ремонта, но и к его качеству. «Большинство дорог и улиц не имеют технических паспортов, не проводится их ежегодная инструментальная диагностика, – продолжает общественник Александр Стефанов. – Получается, что объективной информации у владельцев дорог об их фактическом состоянии нет? Неэффективно контролируют состояние проезжей части и муниципалитеты, и районные администрации. ОНФ настаивает на том, что необходимо проработать эффективные инструменты взаимодействия между всеми участниками дорожной деятельности».
Причём специалисты утверждают, что источники финансирования на ремонт и капремонт – разные. А содержание – это вообще другая статья затрат. Как показала проверка, проведённая экспертами ОНФ, нормативы финансирования на ремонт и содержание трасс в трёх муниципалитетах Новосибирской агломерации из пяти вообще отсутствуют. В этих администрациях пообещали срочно их разработать. Но ситуация, конечно, странная. Не потому ли ремонт многих дорог у нас как-то дорого обходится?
Цифры настораживают
Аудитор Контрольно-счётной палаты по Новосибирской области Валерий Алёхин:
– Проверки показывают, что ежегодно на ремонт дорог в нашем регионе тратим порядка 5–7 млрд руб. Причём на эти немалые средства мало что строим и реконструируем. А то, что удаётся сделать, уже через несколько лет снова разрушается. Такие цифры, конечно, настораживают. Считаю, что очень нужен техрегламент по содержанию дорог, который по непонятным причинам до сих пор не разработан.
УГИБДД МВД РФ сообщает
В регионе число ДТП по сравнению с прошлым годом снизилось на 195, меньше на 14% пострадавших в них, на 1,4% – погибших. В Новосибирске тоже положительная динамика: погибших на дорогах 29 человек, что меньше на 9,4%, пострадавших 804 – тоже минус 15,5%.