В далеком 1828 году астроном Василий Струве, проезжая мимо Пулкова, воскликнул: "Здесь, на Пулковском холме, мы увидим в один прекрасный день Санкт-Петербургскую обсерваторию!".
И сегодня, в XXI веке можно выбрать свой прекрасный день и, отъехав от Санкт-Петербурга на 19 км к югу, увидеть знаменитую Пулковскую обсерваторию, где вот уже полтора столетия российские астрономы изучают звезды и планеты, туманности и галактики, кометы и черные дыры.
Парк, в котором расположена обсерватория, местами напоминает пейзажи из фильма Андрея Тарковского «Сталкер»- загадочные пустоши, застроенные объектами непонятного, на взгляд непросвещенного обывателя, назначения. Что неудивительно, ведь Борис Стругацкий, один из знаменитых братьев-фантастов, авторов сценария «Сталкера»), работал в Пулковской обсерватории инженером по счетно-аналитическим машинам. Кажется, что вдохновение писатель черпал именно в этом месте, - на аллее, усаженной карликовыми «марсианскими деревьями», в стенах павильонов, где установлено оборудование, позволяющее человеку стать ближе к звездам. Или звездам стать ближе к человеку...
Что может встретить тут путешественник? Место для пикника на обочине? Музей под открытым небом? Какие космические загадки таит в себе это удивительное, странное и тихое место?
Вот уже на протяжении без малого двухсот лет здесь ведется научная деятельность и за массивными дверями этих зданий трудятся сотрудники обсерватории, - самые настоящие астрономы.
Здесь так несложно путешествовать мыслями...если не между звездами, то во времени, и перенестись в тот самый XIX век, когда, спустя 11 лет после мечтательных слов Струве, в 1839 году торжественно была открыта обсерватория. Проектировал комплекс брат художника Карла Брюллова архитектор Александр Брюллов, а первым директором обсерватории был все тот же астроном и мечтатель Василий Яковлевич Струве. А уже к концу XIX века Пулковскую обсерваторию называли не иначе, как «астрономическая столица мира". В 1885 году там был установлен крупнейший в мире на тот момент телескоп-рефрактор, гигант с 30-дюймовой линзой. Его собратья, сооруженные в Великобритании, Германии, Франции, США в том же XIX веке, действуют по сей день, а Пулковский был разрушен в 1941 году фашистами. Вместо него был установлен после войны изъятый у Германии 26-дюймовый телескоп-рефрактор, который изначально предназначался для обсерватории Муссолини. Он расположен под этим куполом.
Помещения, в которых находятся горизонтальные солнечные телескопы, удивляют своей вызывающей неухоженностью, и я подозреваю, что причина ветхости и заброшенности этих зданий - не желание воссоздать в памяти посетителя декорации к упомянутому мной «Сталкеру», а элементарная нехватка финансирования.
Во время Великой Отечественной войны Пулковская обсерватория была разрушена немецкой армией, а после войны она получила вторую жизнь, будучи практически отстроенной заново.
Сегодня, судя по состоянию этих зданий, по отношению к ним не помешало бы принять новые реанимационные меры.
Один из наиболее впечатляющих объектов обсерватории - Большой Пулковский радиотелескоп, который состоит из 90 отражающих щитов размером 3x1.5 метра каждый, расположенных по дуге параболоида с длиной хорды 120 м. Построен телескоп был в 1956 году и стал прообразом гигантского кольцевого радиотелескопа РАТАН-600, установленного впоследствии на Северном Кавказе.
Несколько лет назад в прессе обсуждался проект переноса Пулковской обсерватории с ее исторического места, и застройку Пулковских высот более привлекательными для инвесторов сооружениями. К сожалению, для бизнеса постройка очередного торгового центра гораздо интереснее, нежели изучение Космоса. Тогда ученым удалось отстоять обсерваторию. Хочется верить, что и впредь возможные экономические выгоды не изгонят с исторического места науку, которая здесь развивалась, царила и восставала из пепла и руин .
Вклад ученых Пулковской обсерватории в мировую науку бесценен! Основатель обсерватории Я.В. Струве обнаружил эффект поглощения света темной материей более чем на полвека раньше, чем его современники. И по сей день сотрудники Пулковской обсерватории совершают новые открытия.
И очень хочется, чтобы у людей, разговаривающих со звездами, не было проблем - ни с обеспечением, ни с поддержкой государства, и чтобы Космос с каждым годом, благодаря им, становился к нам все ближе.