Примерное время чтения: 5 минут
324

Повальное пьянство на Руси началось с кабаков

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. «Аргументы и Факты на Оби» 30/05/2012
Фото: Liveinternet.ru

В те времена самогоноварение было престижным занятием, свойственным помещикам. Изобретение самогонного аппарата существенно облегчило проблему переработки урожая. Рецепты эксклюзивных наливок и настоек, которыми удивляли гостей и баловались сами, хранились в секрете и передавались по наследству. Как правило, домашние напитки отличались исключительно высоким качеством и большим разнообразием. Угощать водкой в дворянских усадьбах считалось чуть ли не оскорблением. Основным принципом добросовестных самогонщиков был «лучше меньше, да лучше». Так, из 28 литров браги получался только один литр первача, который при вторичной перегонке давал пол-литра качественного спирта.

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ
В Сибири любили и уважали различные наливочки и настойки

В Сибири из самодельного спирта изготавливали различные наливки и настойки, добавляя ягоды и плоды, а также традиционно растущие здесь лекарственные травы: душицу, полынь, зубровку, зверобой, тысячелистник, донник, благодаря чему домашний алкоголь приобретал еще и целебные свойства.

В помещичьей усадьбе погреба, наполненные емкостями с самодельными напитками, считались показателем достатка и благополучия.

Корень зла — кабак

Новосибирский историк Дмитрий РАЕВ, автор монографии «Заметки о кабаке и пьянстве в феодальное время», отмечает, что традиции самогоноварения и культурного пития были разрушены как в европейской части России, так и в Сибири с массовым появлением кабаков. Первый кабак появился в Москве в 1552 году, после взятия Казани. Иван Грозный перенял эту практику у татар. Однако в отличие от татарских питейных заведений, в русских кабаках закуска не подавалась — только водка. С 40-х годов XV века на Руси началось товарное производство этого напитка, ставшее исключительным приоритетом государства.

Таким образом, исследователи делят историю питейных традиций на Руси на два периода: до появления кабаков, когда напитки изготавливались дома и употреблялись представителями высших слоев общества культурно и в разумных количествах, и после появления кабаков. Именно в появлении кабаков историкам видится причина упадка русской народности. Неизменным спутником кабака становится разорение и деградация населения.

«Проблема спаивания населения была актуальна и для Сибири», — продолжает Дмитрий Раев и приводит в пример переписку верхотурского воеводы князя Борятинского с царем в августе 1623 года. Князь спрашивает царя, как быть с местным кабаком, ибо «население всех чинов пристрастно к спиртному», и приводит в пример Тобольск, где кабак закрыли. Ответная царская грамота гласила, что закрывать кабак в Верхотурье нецелесообразно, так как через этот город идет интенсивное транзитное движение и путешественники в тандеме с местным населением, посещая кабак, обеспечивают немалую прибыль казне.

Не кури и не вари

С сентября 1628 года изготовление спиртного в домашних условиях в Сибири было запрещено, о чем свидетельствует царская грамота уже другому верхотурскому воеводе, Семену Гагарину, «Об отборе и покупке у частных людей винных судов, кубов и труб». В грамоте также предписывалось «запретить служилым и всяких чинов людям по деревням и селам курить вино и варить пиво».

Со временем падение нравов в сибирских кабаках стало еще более глубоким, чем в центральной России. Авторы — составители сборника документов «Первое столетие сибирских городов XVII века» пишут, что «в Сибири в кабаках имелись присланные за блуд с Руси женщины». В кабаке часто пропивали все имущество, выходя из кабацкой избы в одном исподнем. При этом в XVI веке даже существовал указ, по которому никто, даже члены семьи, не могли увести из кабака посетителя, пока он сам не изъявит желания покинуть заведение. 

Подпольное самогоноварение, достигшее своего расцвета в СССР и воспетое исполнителями блатных песен, уходит корнями опять же в XVI век. В Сибири домашнюю водку называли самосидкой. Этот продукт имел крепость порядка 50 градусов и изготавливался исключительно для собственного употребления. 

В середине 80-х годов ХХ века, во время горбачевской антиалкогольной компании, нанесшей колоссальный удар по экономике страны, наличие самогонного аппарата и приготовление на нем напитков считалось уголовным преступлением и наказывалось тюремным сроком в три года. Однако самогонщиков это не останавливало, так как спрос на самодельные крепкие напитки в условиях их тотального дефицита был велик.

После того как законодательный запрет на изготовление домашнего алкоголя отменили, в Сибири стали активно возрождаться традиции самогоноварения. Подтверждение тому — появление в Сети, так сказать, клубов по интересам, где люди делятся рецептами (весьма разнообразными) и впечатлениями.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах