Новосибирск, 1 мая, АиФ – Новосибирск - Сцена действует как наркотик – говорят профессиональные артисты. Постояв за кулисами лишь однажды, вдохнув волшебный запах сцены и почувствовав власть над залом, человек уже не может забыть этих ощущений.
Иногда любовь к театру столь велика, что приверженцы искусства хотят поделиться ей, и так создаются театры. Любительские театры – прекрасное и уникальное явление в культурной жизни России. Потому что именно в таких театрах можно видеть людей, безраздельно преданных сцене и готовых бескорыстно дарить свое искусство зрителям.
На фестивале—конкурсе любительских театров «Свет рампы», ставшем уже традиционным, соревновались театры со всех концов Сибири – артисты приехали в Новосибирск из Кемерово, Омска, Алтайского края, Красноярска, республики Хакасия.
Одним из самых ярких представлений фестиваля стал спектакль «Любовь зла», по пьесе М. Старицкого «За двумя зайцами» Народного театра села Довольное «Все свои». Безусловной героиней сцены в этом спектакле стала Галина Деникина. Проня Прокоповна в ее исполнении - гротескный, искрометный образ. Я, честно скажу, поймала себя на том, что гляжу на сцену с открытым ртом…
- В нашем театре каждый владеет профессией, название которой – и швец, и жнец, и на дуде игрец! Все, занятые в спектакле, – это и артисты, и режиссеры. Мы костюмы и декорации тоже сами делаем. А еще «Все свои» - это действительно все свои. Все мы – работники Дома Культуры села Довольное.
nsk.aif.ru: Почему вы работаете в театре? Ведь за это вам не платят!
- Вот не знаю даже, за что нам платят. Да и не так это важно. Важнее – то самое, настоящее, что чувствуешь, когда общаешься с залом. И потом, когда приходишь на работу в Дом культуры, то как-то само собой разумеется, что ты принимаешь участие во всех мероприятиях, а, соответственно, становишься артистом театра. Сначала мне было лень «театралить» - ведь приходится оставаться на репетиции, которые порой заканчиваются далеко за полночь. И пахать, пахать, пахать…Сценарий учить, потом мизансцены запоминать, «сыгрываться». Но потом так втягиваешься в это дело… Когда идут репетиции, особенно перед выпуском спектакля, из образа своего героя уже не выходишь. До смешного доходит, честное слово. Я – человек тихий, незлобливый, неконфликтный. Но во время выпуска «Любовь зла» как включаю с утра Проню, так до вечера всех гоняю, строю, распоряжаюсь. Так и мои коллеги – не выскакиваем из шкуры своих персонажей.
Татьяна Николаевна Пятницкая, руководитель театра, включается в наш разговор.
- Театр постепенно для каждого из нас стал жизненной необходимостью. И для наших детей тоже – сын одного из наших артистов сейчас учится в Новосибирском Театральном институте. Особенно приятно, что у нас получается воспитывать своего зрителя. Несколько лет назад можно было услышать, что в зрительном зале кто-то разворачивает шоколадку или говорит по телефону. Или народ бежал в гардероб, когда еще поклоны не закончились. Но, играя для детей, мы объясняли им правила поведения в театре. А они стали одергивать родителей. Прямо на спектаклях одергивать! Теперь на спектаклях тихо, и на поклонах – зал полный. А еще очень трогательно, что люди стали стоя приветствовать артистов.
nsk.aif.ru: Почему до сих пор жив любительский театр?
- Потому что искусство и любовь к нему не могут исчезнуть. А как, скажите, радовать, развлекать и заставлять задуматься жителей, например, нашего села Довольное? Люди тянутся к театру, к культуре. Живого, сиюминутного театра ничто заменить не может. Да и нет у людей больше сил смотреть криминальные и любовные сериалы – хотя бы иногда надо видеть настоящее!
О живучести любительского театра рассуждает Александр Евгеньевич Зубов, председатель жюри фестиваля, кандидат искусствоведения, доцент кафедры актерского мастерства Новосибирского театрального института.
- Даже если совсем прекратится финансирование любительских театров, они все равно будут существовать. Театр удовлетворяет потребность человека в общении – с партнерами на сцене, со зрителями в зале. Мне кажется, что игра – это глубинное качество и глубинная потребность человеческой психики. Когда мы играем в кого-то, примеряем на себя чужую маску, мы словно переносимся в другую реальность. На первый план выходят эмоциональные и интеллектуальные качества, нереализованные в обычной жизни.
nsk.aif.ru: Уровень фестиваля растет или падает?
-Растет. Я видел не один фестиваль. Он становится не только обширней, что создает некоторые проблемы для организаторов, он еще и делается содержательней. А некоторые спектакли приближаются к уровню очень хорошего, профессионального театра. Интересно, что на фестиваль приезжают люди разной эстетической и художественной направленности. Мы посмотрели спектакли резкой современной драматургии и русскую классику – Чехова, Горького. При этом те, кто играл классику, подтвердили свое художественное право на постановку лучших отечественных пьес. Видна серьезная работа актеров и режиссеров, чем может похвастаться не каждый профессиональный театр. И им веришь… Станиславский был бы рад!