Примерное время чтения: 6 минут
102

«Люди подсели на театр»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. «АиФ на Оби» 07/09/2011

Но это одна сторона медали. Другой остается то, что в Новосибирске за последние 30 лет не появилось ни одного культурного объекта, что для города-миллионника, мягко говоря, странно.

Ректор Новосибирского театрального института, известный режиссер, руководитель Городского драматического театра Сергей АФАНАСЬЕВ поздравил жителей с началом нового театрального сезона и рассказал, почему у нас не появляются новые театры, куда уезжают наши звезды и о цинизме телевидения.

Куда уж мы с культурой…

— Вы согласны с мнением, что Новосибирск стал культурной столицей?

— Столицей чего? Если области, то, наверное, да. Если брать шире, то пока рано так утверждать. Даже несмотря на то, что по посещаемости теат-ров Новосибирск, оказывается, стоит на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга: в прошлом году наши театры приняли 790 тысяч зрителей.

Сегодня такие показатели нам сигнализируют о тяге народа к культурной жизни. Театр всегда был средством общения с чем-то высшим, и для нашей страны это архиактуально, потому что все другие средства общения с высшим были уничтожены в 1917 году. И за 80 лет народ научился общаться с высшим через театр. Он подсел на театр, не может без него жить. Однако в городе катастрофически не хватает разнообразия театральных форм.

— Почему же они у нас не появляются?

— Пока создание культурной среды, видимо, не является приоритетным направлением. Я понимаю, что город и область сегодня живут другими проблемами. Сфера здравоохранения, нехватка детских садов... Да мало ли?! Куда уж мы со своей культурой полезем… Мне кажется, до понимания, что культура нам необходима, как воздух, мы еще не доросли.

— Вы говорите, что не хватает культурных объектов. Однако строится концертный зал филармонии…

— По поводу филармонии уже давно существует следующая легенда. Однажды в 1972 году знаменитый дирижер Арнольд Кац приехал в Германию на гастроли со своим оркестром. Конечно, немцы, увидев такой талант, начали предлагать ему остаться у них. А он сказал: «Ну что вы! Как же я уеду из Новосибирска — там ведь скоро построят концертный зал!» Вы понимаете, когда это было?! И вот он только сейчас строится, а мы этим гордимся…

За последние 30 лет в городе не было сдано ни одного культурного объекта. Десять лет назад начали строить городской драматический театр — не получилось, что-то не пошло. И никому до этого дела нет.

Вирус искусства

— Талантливые артисты в большом количестве покидают Новосибирск, уезжая в столицу. А что останется нам?

— Москва, как всякий хищник, всегда требует свежей крови. Конечно, хочется сказать: да это у нас такой город, поэтому все отсюда и уезжают. В какой-то степени это правда: нет культурной среды, нечем питаться, нет перспектив. И люди уезжают. Вы думаете, у меня не было искушения уехать? Да до сих пор есть!

Не знаю, что меня здесь держит. Наверное, какое-то идиотское чувство ответственности перед начатым делом. Очень много проектов, которые хотелось бы довести до конца. На самом деле огромные усилия уходят на организацию, выбивание земли, средств, чего-то еще… А ставить спектакли — это не труд, а удовольствие. Я никогда не считал это работой.

— Сейчас театральные артисты часто снимаются в сериалах. Раньше это считалось чем-то неприличным. А как сейчас?

— Ну что значит неприлично? Их туда приглашают, значит, они нужны. Желание артиста прославиться так же естественно, как желание женщины нравиться.

— И тем не менее — телевидение сейчас в основном не работает на развитие духовности…

— И это правда! Сериалы, репортажи о катастрофах, чернуха всякая — все это способы увода от реальных насущных гражданских проблем, способ самозащиты руководства. И это просто ужасно.

Ну нельзя мусолить несчастье какой-то группы людей месяцами! Недавно погибли молодые артисты — разбились в автомобильной аварии. Их еще не похоронили, а Малахов в своей передаче уже начинает рассказывать, что они были пьяные и прочее. Что это, как не высочайший цинизм?

— Детских передач становится все меньше. Остается только театр?

— На самом деле театров и спектаклей для маленьких зрителей в Новосибирске стало меньше. На детях много не заработаешь. Пожалуй, Театр кукол сегодня единственный, который отвечает своему предназначению.

«Глобус», бывший театр юного зрителя, сейчас больше экспериментирует по части взрослых спектаклей. Он давно перестал быть ТЮЗом и стал театром молодежным. Хотя кому помешал ТЮЗ? Кстати, я помню ТЮЗ 30-летней давности, где Андрюша Звягинцев прыгал по сцене в роли какого-то там цыпленка.

— Но наш город все-таки будет развиваться в должном направлении?

— Обязательно будет. Без ложной скромности скажу, что нам все-таки удалось поселить в городе какую-то культурную бациллу. Каждый год из стен института выходит целое поколение молодых, интересных режиссеров и актеров. Большинство из них идут в наши театры. Жизнь потом выберет лучших, и они тоже будут работать на создание культурной среды.  

Справка: В 1988 году Сергей Афанасьев создал театр, который сейчас признается одним из лучших театров России. На различных фестивалях НГДТ неизменно получает призы, дипломы и восторженные отзывы самых взыскательных критиков.

За 20 лет истории театра лучшие спектакли были отмечены критиками и восторженно принимались публикой на фестивалях в России и во Франции. Кроме того, Сергей Афанасьев имеет успешный опыт режиссуры в игровом кино, воспитывает молодых актеров и режиссеров. В 2008 году ему было присвоено почетное звание Заслуженного деятеля искусств РФ.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах