Новосибирск, 22 марта, АиФ – Новосибирск – Знаменитый историк моды и ведущий программы «Модный приговор» Александр ВАСИЛЬЕВ посетил Новосибирск и прочел для сибиряков две публичные лекции — об иконах стиля ХХ века и о Коко Шанель. Своими впечатлениями о Новосибирске он поделился с читателями «АиФ на Оби».
Крайне обаятельного человека, вошедшего в зал, встретил шквал аплодисментов. Александр Васильев выглядел эффектно: спокойных, сине-серых тонов костюм, кокетливый платочек в нагрудном кармане и корзина тюльпанов в руках. Цветы он стал раздавать присутствующим дамам.
Без конфуза элегантный поступок гостя не обошелся.
— А вам цветок не дам! — голос историка моды взвился до неожиданных высот. — У вас же щетина трехдневная! А это значит, что вы — мужчина и цветы вам дарить не положено! — погрозил он пальцем мужчине, протянувшему было руку за цветком.
Больше у присутствующих представителей сильного пола не возникало желания получить сувенир из рук «самого».
У вас пахнет интеллектом
nsk.aif.ru: Это ваш первый приезд в Новосибирск?
А. В.: Нет. Я бывал в вашем городе и ранее, но никогда мне не приходилось выступать в таком большом зале. Вчера была моя первая публичная лекция, результатами которой я очень доволен. Во-первых, зал был полон, даже несмотря на высокие цены на билеты. Хотя… Вот Стас Михайлов в вашем гостеприимном Новосибирске стоил в пять раз дороже меня! Так что если бы цены на меня были еще ниже, было бы обидно. Ну не в десять же раз я хуже, чем он! Так вот, зал был полон. Слушали внимательно. Мне подарили великое множество цветов, а я роздал великое множество автографов.
nsk.aif.ru: В каких местах в Новосибирске вы успели побывать?
А. В.: Я был у вас в метро, катался. Получил, надо сказать, большое удовольствие. Оно очень лаконично оформлено, с большим вкусом. Чисто у вас, что тоже очень приятно, и никто не пытался сфотографировать меня на мобильный телефон. Я, собственно, отказался от поездок в московском метро именно потому, что меня раздражает постоянный повышенный интерес к моей персоне. И ладно бы подошли и вопрос какой-нибудь задали, так нет. Увидит меня девочка, узнает и давай фотографировать на мобильник. Иные просят позировать. А если отважишься и скажешь, что спешишь, тебя смерят недовольным взглядом и отойдут. А через некоторое время в социальных сетях напишут: «Васильев такой противный! Я к нему всем сердцем, а он мне говорит: «Спешу». Не мог потратить минутку на меня!» Поэтому езжу по Москве в машине, пробки собираю.
Отсутствие индивидуальности — обычное дело
nsk.aif.ru: Как вы оцениваете местную манеру одеваться? И что бы вам хотелось в нас изменить?
А. В.: Увы, Новосибирск абсолютно лишен индивидуальности. Но это не ваша вина. Сегодня у нас время глобализации, и во всех городах одеваются одинаково. Если раньше можно было отличить по стилю пермяка от челябинца, то сегодня эта задача невыполнима. Сейчас даже в столице сплошь живут провинциалы — разбогатевшие выскочки. В Москве нет ничего московского — ни говора, ни стиля одежды. Так что вы одеты как москвичи. Ну или как петербуржцы. Правда, отмечу одну особенность. Атмосфера в Новосибирске приятная, пахнет образованностью — сказывается наличие Академгородка. Публика интеллектуальная, а не торговая. Поэтому похвалю девушек — большинство из тех, что я сегодня видел на улице, одеты в шерстяные колготки и довольно длинные куртки. Это очень правильно, не стоит в Сибири, в холода, гнаться за европейской модой и оголять пупок.
nsk.aif.ru: После вчерашней лекции об иконах стиля ХХ века зрительские мнения разделились. Одни были в восторге от моря интересной информации, другие замечали, что лекция была прочитана «по верхам».
А. В.: И правда, интеллектуалы... Ну и снобы, уж извините! И это при том, что публика на 95% состояла из женщин. Отвечу тем, кто был недоволен «верхами»: лекция была публичной, то есть для всех. Она была направлена на развитие интеллекта, увеличение кругозора, но не предполагала общение со слушателями на уровне «я тебе скажу как ученый ученому».
Два в одном
nsk.aif.ru: Когда вы читаете свои лекции, то чувствуете себя шоуменом или просветителем?
А. В.: И тем, и другим. Должен сказать, что я родился в театральной семье, актерство у меня в крови. Не скрою, пытался поступать в театральное училище, но мама меня отговорила. Она боялась, что я не стану знаменит. Амбициозность в нашей семье за грех не считалась. Но теперь, думаю, она была бы мной довольна — я один держу зал в течение двух часов, пока читаю лекцию, при этом не танцую, не пою, костюмы не меняю. Рассказываю интересные вещи, то, что мало кто знает, заинтересовываю, завораживаю. Так что я как шампунь и бальзам-ополаскиватель — два в одном!
nsk.aif.ru: Вы не только читаете лекции, но и проводите тематические выставки. Можем ли мы надеяться…
А. В.: Увы. Мы много лет пытались привести сюда одну из моих выставок, но в Новосибирске нет ни подходящих помещений, ни необходимых мне манекенов, ни подиумов, ни даже современного освещения. Выставка — это не просто десять платьев на вешалках по стенам развесить. Нужно видеть эти платья «в работе», то есть на манекенщицах, нужно правильно их осветить, чтобы посетители смогли по достоинству оценить материал, игру цвета, искусность вышивки.
Откуда все берется
nsk.aif.ru: Как зарождается мода?
А. В.: Тенденции приходят к нам от дизайнеров. Все, что происходит в обществе, от отречения Римского Папы и выбора его преемника до войны в Сирии, от политического кризиса в Европе до финансового нефтяного успеха России, отражается в моде. Дизайнеры, как и все мы, пропускают через себя все, что происходит вокруг. А сделанные ими из увиденного выводы мы наблюдаем на подиуме.
Например, сейчас в Европе, как ответ экономическому и политическому неблагополучию, на пике стиль гранж — темная, потертая одежда. Ботинки с трещиной, куртки из потертой кожи, рваные колготки, безразмерные кофты. У нас в России этот стиль не примут — мы так одевались в течение семидесяти лет и наелись этого навсегда.
nsk.aif.ru: Существует ли русская мода?
А. В.: Нет, не существует. И, предваряя ваш вопрос, скажу: в Европе вообще не подозревают, что в России есть дизайнеры. На западе есть два русских стиля, они носят название «доктор Живаго» и «Анна Каренина». «Доктор Живаго» — это каракулевые шапки, прямые пальто, двубортные пиджаки, такой русский милитари. «Анна Каренина» — это меха, жемчуг, бриллианты, открытые плечи и высоко поднятые волосы. Роскошь петербуржского двора.
nsk.aif.ru: В чем секрет стиля?
А. В.: В эстетической концепции видения окружающего мира, в возможности отсекать лишнее. Стильным может стать человек, который умеет не добавлять, а отнимать. Не надевать, а отказываться от излишеств, ограничивать себя.