Сегодня корреспондент «АиФ-Сибирь», отправившийся в путешествие по самым малоизвестным уголкам бывшего СССР, рассказывает об уникальном гидросооружении советского периода – канале «Иртыш–Караганда», аналогов которому нет во всём мире.
Прожект века
Читатели старшего поколения, наверное, хорошо помнят то время, когда широко обсуждался «проект века» под названием «Переброска части стока сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию». Великие умы бывшего Союза планировали направить часть стока сибирских рек – Оби, Тобола, Ишима, Иртыша – в те регионы страны, где остро нуждались в пресной воде. Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР даже успело разработать грандиозный проект.
Параллельно планировали начать строительство системы каналов и водохранилищ, которые позволили бы перебросить воду рек северной части Западно-Сибирской равнины в Аральское море. Ещё одним, более захватывающим дух сооружением должен был стать судоходный канал «Азия», который связал бы страну от Карского через Каспийское море с Персидским заливом!
Но пока инженеры корпели над документацией, экономика страны всё больше приходила в упадок. И в 1986 году, на пике перестройки, Политбюро ЦК КПСС приняло решение о закрытии проекта. Поводом послужили многочисленные протесты экологов,
которые утверждали, что переброска сибирских рек нанесёт непоправимый ущерб экологии.
Как Иртыш «побежал» в гору
И всё-таки часть грандиозного плана успели осуществить. В 1974 году в Казахстане ввели в эксплуатацию канал «Иртыш–Караганда» протяжённостью 458 километров. Его называют уникальным гидросооружением, не имеющим аналогов в мире. Ведь круглые сутки вот уже почти полвека 22 насосные станции без устали качают воду. Высота подъёма от первого водозабора до последнего больше 450 метров. Ещё никто в мире не поднимал воду на такую высоту!
Эту рукотворную водную артерию строили 12 лет. Даже те, кто работал здесь, не верили в успех, считая эту затею «рискованным проектом».
Но в те годы решения партии поворачивали даже реки. Первыми, кто ощутил благотворное влияние иртышской воды на свою жизнь, были экибастузцы – строители и горняки угольных разрезов, а также энергетики, которые в течение нескольких лет сполна «напились солёной воды» из местных источников. Они с благодарностью вспоминают тогдашнего руководителя Казахской ССР Динмухамеда Кунаева, который активно содействовал в продвижении проекта.
Строительство шло трудно, с большими проблемами. И всё же канал построили. «22 декабря 1967 года первая очередь канала на участке «Иртыш–Экибастуз» была введена в постоянную эксплуатацию, – вспоминал ветеран-горняк, бывший технический директор производственного объединения «Экибастузуголь» Иван ФЕДОТОВ, – а весной 1968 года насосы станции первого подъёма подали через новые очистные сооружения иртышскую воду в город. Так окончательно решилась водная проблема: Иртыш принёс свою прекрасную воду прямо в Экибастуз и вдоволь напоил ею горожан».
Кто бы сегодня ни говорил, что канал слишком энергозатратен, но о том, что он уже более четырёх десятков лет остаётся главной безальтернативной водной артерией Центрального Казахстана, не спорит никто.
О грандиозности неосуществлённых планов говорят такие цифры. Над проектом работали около 20 лет более 160 организаций СССР, в том числе 48 проектно-изыскательских и 112 научно-исследовательских институтов, 32 союзных министерства и 9 министерств союзных республик. Было подготовлено 50 томов текстовых материалов, расчётов и прикладных научных исследований и 10 альбомов карт и чертежей. План по переброске части стока сибирских рек являлся одним из самых грандиозных инженерных и строительных проектов XX века. Канал «Сибирь–Средняя Азия», длина которого составила бы 2550 км, был первым этапом строительства. Предполагалось, что канал будет «питаться» водой сибирской реки Обь, пройдёт через весь Казахстан на юг в Узбекистан и будет судоходным.
В тему
Канал «Иртыш–Караганда» обеспечивает водой города, промышленные объекты и сельское хозяйство Карагандинской и Павлодарской областей. С 2000 года началась подача воды в столицу Казахстана. Кроме того, сейчас продолжается прокладка 160 километров канала в трубном варианте. Ведь Астана уже сегодня испытывает жесточайший дефицит воды, и иртышская вода может стать настоящим спасением. Без канала невозможно было бы развитие угледобычи и энергетики в Экибастузе, чёрной металлургии в Караганде. В Экибастузе созданы два крупнейших совместных российско-казахстанских предприятия – основные потребители иртышской воды – «Богатырь Уголь» и «Экибастузская ГРЭС-2».