В нашу редакцию поступил интересный вопрос от читательницы Ксении Ткаченко, ученицы 8 класса из Омска. Она спрашивает: В этом году – 180 лет со дня рождения Григория Потанина. Одна из центральных улиц Новосибирска – Потанинская, улицы в Томске и Омске названы в честь выдающегося русского учёного. А чем он знаменит?
Мы решили ответить на этот вопрос.
Родиноведение
В ортодоксальную историю Потанин вошёл, главным образом, как географ, путешественник и исследователь. Однако Григорий Николаевич проявил себя и в других сферах. Например, как незаурядный педагог и дальновидный политолог.
Весной 1865 года он читал лекции по естественным наукам в мужской и женской гимназиях Томска. При его деятельном участии в 1888 году было открыто первое в Сибири высшее учебное заведение – Томский университет, который, по глубокому убеждению Потанина, должен был стать главным условием формирования и закрепления в Сибири интеллигенции. Он ратовал за возможность получать образование для женщин, и в 1910 году не без его помощи были открыты Сибирские высшие женские курсы. Потанин также способствовал активизации деятельности Томского общества попечения начального образования и выступил с идеей введения в школе обязательного предмета «Концентрическое родиноведение» (краеведение). Он считал, что изучение ребёнком обширного мира должно пройти через три концентрических круга: сначала необходимо исследовать малую родину (город, село, собственную школу), затем – область (понимаемую Потаниным как некую историческую и географическую целостность, обладающую культурными и экономическими особенностями), и, наконец, Россию.
Главная задача преподавателя родиноведения, по мнению Григория Николаевича, должна заключаться в том, чтобы, выражаясь современным языком, развивать у ребёнка экологическое мышление, или, как писал он в газете «Сибирская жизнь в июне 1915 года, «… дать своим ученикам понятие, в какую сторону направляется жизнь природы как органической, так и минеральной, и внушить им сознание, что жизнь природы не консервативна...».
Сибирью прирастает
Обращаясь к изучению Сибирского края в целом, Потанин пришёл к выводу, что история завоевания Сибири привела её к роли сырьевого придатка России. Со времени освоения сибирских территорий происходил постоянный отток в казну государства сначала пушнины, а затем и дохода, который она приносила. Для собственных же нужд Сибири ничего не оставалось. Первоочередной целью обновления экономической жизни Сибири Потанин считал установление правильных отношений сибирской окраины с центром. По его мнению, необходимо было отменить ссылку в Сибирь, прекратить «утечку» молодёжи из Сибири и создать условия для переселенцев из центра, желающих осваивать сибирские просторы.
Сибирский писатель Георгий Гребенщиков сравнивал его по степени морального авторитета со Львом Толстым: «В то время, – замечал он, – как аристократ Толстой в мятежных исканиях своих бессмертных образов и истины познал и хмель греха, и сладость света, когда он, будучи уже пророком и великим мудрецом, на виду всего мира хотел и не мог уйти от соблазнов мира и, как скованный лев, метался в железной клетке мишурной роскоши, тщетно пытаясь опроститься, – скромный, не прославляемый, простой и неизменно кроткий, всегда нуждающийся сибиряк шёл прямо по своей демократической и тернистой дороге к единой цели – ко благу своей родины. Это, конечно, далеко не то, что благо всего мира, но в конечном пункте идеалы обоих старцев сходятся: Толстой говорит: «Царствие божие внутри нас», сущность потанинского идеала: «Пусть каждая область зажжёт своё солнце, и вся земля будет иллюминована». Разве для нас, сегодняшних, это не звучит как завещание?