Сибирские отпускники в выборе альтернативы зарубежному отдыху проявили патриотизм, который удивил и экспертов туристического рынка, и даже самих туроператоров.
Туристические потоку крупнейших сибирских регионов выполнили «ближний разворот» - на смену курортам дальнего зарубежья в списке популярных туристических направлений пришли курорты российские. Более того, сибирские – максимально близкие сибирякам в транспортном смысле. Но узнаваемые ими практически заново, как terra incognita.
Особенно радикально вырос интерес отпускников к Алтаю. Так, наблюдениям директора туристического центра «На курорт» (Красноярск) Ольги Вершининой, поток туристов на Алтай увеличился практически втрое. Центром тяготения стала Белокуриха — один из немногих за Уралом курортных городов федерального значения.
«На сегодня все путевки в хорошие санатории Белокурихи, несмотря на межсезонье, уже распроданы, так было и в январе — феврале. Мест на апрель вообще не осталось, активно продаются проданы майские каникулы и раскупается летний сезон. По моим ощущениям, число туристов в этом направлении увеличилось раза в три», — отмечает Ольга Вершинина.
Белокуриха разделила лавры популярности с самим Крымом. Это действительно весомый, уверенный успех. Ведь Белокуриха, в отличие от Крыма, не получала какой-либо политической актуализации, не была на устах медиа-индустрии.
«Среди лидеров спроса у иркутян Белокуриха и Крым – подтверждает Светлана Белова, руководитель компании «ИРКУТСКТУР», - совокупно запросы на отдых в пределах России выросли в разы!»
По данным федеральной системы поиска туров Слетать.ру в первом квартале 2015 количество поисковых запросов на отдых через их систему (как поисковые запросы агентств, так и поисковые запросы туристов) сократилось по сравнению с аналогичным периодом 2014 года по городам:
Иркутск на 42% (СЕМЬИ С ДЕТЬМИ – НА 29%)
Кемерово на 51 % (СЕМЬИ С ДЕТЬМИ - на 46%)
Красноярск – НА 32% (СЕМЬИ С ДЕТЬМИ НА 36 %)
Новосибирск – на 32 % (СЕМЬИ С ДЕТЬМИ – на 26 %)
Томск – на 60 % (СЕМЬИ С ДЕТЬМИ на 27 %)
Якутск на 80 % (СЕМЬИ С ДЕТЬМИ на 68%)
Барнаул на 27 % (СЕМЬИ С ДЕТЬМИ на 33 %)*
* рассчитано как отношение сумм количества поисковых запросов туристов и турагентств через систему поиска и бронирования туров Слетать.ру за период с 01.01.2015 по 31.03.2015 к периоду с 01.01.2014 по 31.03.2014.
Статистическая динамика по конкретным курортным брендам еще более яркая. Например, продажи путёвок в санаторий «Родник Алтая» выросли по регионам (первый квартал 2015 к первому кварталу 2014-го) в таких пропорциях:
Красноярский край в 4 раза;
Иркутская область в 2,5 раза
Москва – в 2 раза
Новосибирск – в 2 раза
Алтайский край – в 1,5 раза
Кузбасс – в 1,5 раза
Томск – в 1,5 раза
Якутия – в 1, 5 раза
По оценкам, представленным филиалом Национального туроператора Алеан в г. Тюмени, динамика отдыха изменилась в лучшую сторону: бронировать стали заранее, отпуск планировать заблаговременно. Сезон в этом году начался сразу после НГ каникул, тогда как ранее сезон (в полном понимании смысла этого слова) начинался в марте. Туроператор расценивает этутенденцию как положительную, поскольку «не приходится сталкиваться с отсутствием мест в период массового спроса, не создается искусственного ажиотажа, есть из чего выбрать клиенту». В целом, по данным Алеана, «рост продаж, оформленных в течение 1 квартала 2015 г, составил более 200% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. Интерес к региональному продукту (не пляжному морскому отдыху) в течение 1 квартала также увеличился. В целом по Урало-Сибирскому направлению продажи выросли на 50%, из них направление Белокурихи составляет в 1 квартале 2015 г от общего объема продаж этого направления – половину, тогда как в 2014 г. – треть от общего объема».
«Мы специализируемся именно на внутреннем туризме – соглашается и дополняет Елена Чепурова, руководитель Томского курортного центра. – Поэтому расклад потребностей видим детально. - Популярна Хакасия, Новосибирская область, санатории Башкирии, курорты Краснодарского края, Крым. В лидерах спроса - Белокуриха. Приоритет Белокурихи у томичей бесспорен. Срабатывает и территориальная близость (всего 9-12 часов на машине или автобусе), и уникальный потенциал – минеральная вода, сульфидные грязи, целебный воздух, мягкий климат (отсутствие акклиматизационного стресса у детей).
Операторы турбизнеса отвечают на клиентский патриотизм формированием детализированного предложения, анализируют развитие потребностей и симпатий.
Оксана Жиркова, директор Якутского бюро путешествий называет следующие цифры: падение спроса на зарубежные туры в первом квартале 2015 года составило 45%. Его заменяет интерес жителей республики к курортам Крыма, Кавказа, Алтая.
Елена Чепурова отмечает: « Мы в конкретике наблюдаем рост лояльности: люди планируют повести в Белокурихе уже второй или третий отпуск – ориентируются на «своих» докторов, «свои» процедуры. Например, очень востребована ударно-волновая терапия. Очень велик спрос на семейных отдых – настолько, что приходится на всю мощь задействовать систему бронирования, чтобы покрыть потребность».
Интересно, что изменились не только векторы отпускных и каникулярных путешествий, но и их функциоально-мотивационная типология отдыха на Алтае. На смену созерцательному, туристко-видовому отдыху пришел отдых оздоровительный. А архитектурным олицетворением отпуска в Белокурихе стала не только турбаза, но еще и санаторий.
Изменился и типаж отдыхающего. Собирательный образ обитателя санаториев Белокурихи – отнюдь не человек предпенсионного или пенсионного возраста, а представитель самого «локомотивного» поколения – тридцатилетний житель мегаполиса или регионального центра, семейный, зачастую приезжающий на курорт «на своих четырех» – на личном автомобиле.
«Сейчас мы наблюдаем на алтайских курортах большой поток молодых людей 30—35 лет – подтверждает Ольга Вершинина. – Это уже полновесный тренд, целое поколенческое движение. Заботиться о своем здоровье заранее сегодня модно, все понимают, что лучше предупредить проблемы, чем лечиться потом. Белокуриха – один из лучших в России бальнеологических курортов и в статусе города-здравницы она смотрится максимально убедительно. И не пресно, что очень важно для молодой публики. Санатории Белокурихи привлекают молодую активную аудиторию потому, что там предлагается не только лечение, но и широкий спектр развлечений, новая современная инфраструктура отдыха. Также заметно выросла доля молодых семейных пар с детьми, которые рассматривают Белокуриху как альтернативу зарубежному отпуску с продолжительностью более десяти дней».
Интересно, что тенденция омоложения клиентского сообщества Белокурихи динамична: обобщенный обитатель обобщенного санатория продолжает молодеть. Как ни парадоксально, юношеского легкомыслия в подходе к отдыху этот собирательный персонаж не проявляет. Более того, представители и туристических агентств, и конкретных санаториев отмечают за «поколением next» более взвешенный выбор санаторно-курортных программ.
«В последнее время мы часто получаем запросы от успешных молодых людей 25-35 лет, нацеленных на карьеру – подтверждает Александр Глушко, руководитель туроператора «Министерство Отпуска» – их интересует ассортимент оздоровительных курсов и процедур, напрямую связанных с самой горячей проблематикой активного класса – «офисные» заболевания, тонусные сбои, сити-стресс, косметологические проблемы, кумулятивная усталость».
«Возможно, поначалу отечественные курортные бренды частью отдыхающих действительно воспринимались как «вынужденная альтернатива» Виши или Карловым Варам - рассуждает Ирина Семёнова, pr-директор санатория «Родник Алтая». – Но в целом, последние годы Белокурихи приобрела репутацию курорта современного, продвинутого, с хорошей лечебной базой и современной инфраструктурой. Наша аудитория ощутимо молодеет. Теперь, основные гости Белокурихи – это молодые семьи (25-35 лет) с одним или двумя детьми. Они четко мотивированы на здоровый образ жизни, не зависят от стереотипа «заграница – значит лучше» и четко формулируют запросы на отдых и оздоровление»
Операторы туристического бизнеса и курортной индустрии убеждены, что пробудившийся интерес сибиряков к родным курортам уже выше политической и экономической конъюнктуры.