Но сибирякам от этого лучше не станет: в нашем регионе может заметно увеличиться число агрессивных людей, а также лиц, страдающих расстройствами нервной и сердечно-сосудистой систем.
Об этом предупреждает руководитель лаборатории механизмов дезадаптации Научного центра клинической и экспериментальной медицины (НЦКЭМ) СО РАМН Вячеслав ХАСНУЛИН. Чем обоснован столь мрачный прогноз? На этот и другие вопросы новосибирский ученый ответил читателям «АиФ на Оби».
Ориентация на Солнце
— Вячеслав Иванович, помнится, вы всегда ратовали за отмену перехода на летнее и зимнее время. В этом году это наконец свершилось, но вы снова бьете тревогу…
— Действительно, перевод стрелок часов каждые полгода на час являлся дополнительным стрессом, который отрицательно сказывался на здоровье нации. Но и переход на постоянное летнее время не улучшил положение. Сегодня сибиряк, который встает в 7 часов утра, по астрономическому времени на самом деле просыпается в 5 утра.
— Что значит «астрономическое время»?
— Время, приближенное к восходу и закату солнца, — часовые пояса. Их исчисление на земном шаре ведется от меридиана Гринвича. За один час Земля совершает поворот вокруг своей оси на 15 градусов. Полный оборот в 360 градусов происходит за 24 часа. Биологический ритм всего живого связан с этим явлением. Это бессознательная ориентация на Солнце, выработанная за миллионы лет. Еще в 30-е годы прошлого столетия японский ученый Токата доказал, что всплеск обменных процессов в клетках крови животных и людей возникает за несколько минут до восхода Солнца. Причем исследователь проводил эксперимент в совершенно темном помещении. Получается, что живые организмы реагировали не на свет, а на невидимые электромагнитные или гравитационные воздействия.
Это подтвердили и наши исследования. В 70-х годах прошлого века в биотроне — специальном помещении с искусственным освещением и постоянной температурой — мы провели эксперимент с крысами.
Одна группа грызунов жила в привычном ритме день-ночь. Для второй при помощи искусственного освещения поменяли время суток. Независимо от этого, у обеих групп животных пик изменения биохимии крови приходился на время восхода и захода Солнца. При этом у второй группы, которая жила в инвертированном ритме дня и ночи, проявления стресса в периоды восходов и заходов были значительно более выражены.
— Вернемся к людям. В Сибири нарушен суточный ритм?
— В России сейчас осталось девять часовых поясов. Причем Омская, Новосибирская, Томская, Кемеровская области и Алтайский край оказались в часовом поясе «московское время + 3 часа». Это неправильно. Если Евразийский континент по меридианам делить на 15 градусов, эти регионы должны находиться в шестом часовом поясе от Гринвича. Из-за этого несоответствия рассвет у нас уже сейчас наблюдается в девятом часу утра, а в ноябре и вовсе будет в десятом. Таким образом, наши внутренние биологические часы входят в диссонанс с ритмом жизни.
Мы должны еще видеть сны, но приходится вставать. При этом теряется последняя фаза сна, во время которой происходит восстановление центральной нервной системы. Человек создан таким образом, что восстановление организма в целом и всех органов происходит именно во время ночного сна. Хроническое недосыпание является серьезным стрессом, истощающим организм, и очень опасно для здоровья.
Лучше позже
— Возможна ли адаптация?
— Адаптация к нарушенным природным ритмам может быть только временная. Полностью приспособиться к навязанному ритму невозможно. Платить за адаптацию приходится за счет ускоренного истощения резервов организма. Происходит быстрый износ, а значит, старение. Болезни приходят в более молодом возрасте. В итоге продолжительность жизни у населения становится короче. Следует учитывать и то, что Сибирь — зона дискомфортного климата. Здесь совсем не редки гигантские скачки температур и атмосферного давления.
Кроме того, под Новосибирском расположены зоны гравитационных и геомагнитных аномалий. Последняя связана с так называемыми разломами в местах, где текут подземные ручьи и реки. Есть и радоновые грунты. Таким образом, население постоянно находится в хроническом стрессе, который усугубляется социально-экономическим стрессом двух последних десятилетий. Хотя, конечно, на первое место следует ставить именно последний неблагоприятный фактор — жизнь большей части россиян на грани выживания.
Исследования, которые мы проводили, показали, что количество пьющих людей в регионе напрямую зависит от социальных условий, в которых они живут. В условиях тяжелейшего хронического стресса люди подсознательно ищут отдушину, которая бы помогла отключиться.
К слову, в России есть и благополучные регионы (Ставропольский край, Кубань, Белгородская область, Татарстан, Поволжье), где смертность населения в трудоспособном возрасте до 59 лет на минимальном уровне по российским меркам. По сравнению со Ставропольем, в Омске этот показатель выше на 22%, в Новосибирске — на 25–30%, в Кемерове — на 45–50%, в Республике Саха – на 60%.
Сдвиг во времени, который приводит к хроническому недосыпанию сибиряков, может стать последней каплей, что подорвет здоровье населения. Поэтому руководителям предприятий и компаний стоит подумать над тем, как, по возможности, перенести начало рабочего дня на 10 часов утра. Сибирякам, которым приходится рано вставать, нужно пораньше ложиться.
И конечно, Новосибирской области для возвращения естественного ритма смены дня и ночи необходимо к московскому времени добавить два часа (перейти на шестой часовой пояс от Гринвичского меридиана), то есть вернуть нашу жизнь в русло наиболее подходящего для нас зимнего времени.
Досье: Вячеслав ХАСНУЛИН Академик Российской академии естествознания, академик Европейской академии естествознания, врач высшей категории.
Занимался исследованиями в рамках Всесоюзных научных программ «Адаптация человека», «Арктика», «Глобальный эксперимент» и «Солнце—климат—человек».