
Почему тормозят?
Дмитрий РОГОЗИН, который побывал в Новосибирске на Технопроме, сказал, что главная задача форума – придать импульс развитию новых технологий, выработать предложения для развития стратегии государственной политики. России важно наверстать упущенное и не отстать окончательно от развитых стран, где сейчас совершается новая промышленная революция. На форуме было представлено множество научных разработок. И многие из них пригодились бы и для нашего мегаполиса. Чтобы ускорить их внедрение в реальную жизнь, мэрия Новосибирска собирается применить биржевые механизмы, запуская проект, которому пока нет аналогов в новой российской истории городов. Как утверждают идеологи проекта, планируется изменить подход к новациям, которые помогут разрешить основные проблемы мегаполиса.
Например, проблемы пробок в городах, уличной бе-зопасности, а также настоящий бич мегаполисов – тысячи тонн мусора. И, как показывает мировая практика, решить эти проблемы по старинке уже не получается.
Пробки и мусорные проблемы достались нам в наследство от СССР. Кстати, и то, с каким трудом всё новое пробивает себе дорогу. Современной России достался невероятно мощный задел научных разработок, причём внедрённых в таких областях, как космос и оборона, а вот пресловутая тема мусора – на допотопном уровне. Притом, что были неплохие разработки! Но в советское время были другие приоритеты.
А теперь проблемы только нарастают. И внедрять в серийное производство новое всё так же сложно. Только причины замедления сегодня несколько иные.
«У муниципалитетов не очень много денег, – рассказал директор филиала компании Zecurion по Сибирскому федеральному округу Михаил ЧВОРУН. – Но и это полбеды. Там чаще всего непонятно, с кем говорить. Чтобы не просто так, а предметно. И дело не в том, что в мэрии сидят враги технического прогресса, нет. Просто таковы реалии жизни».
Начальник управления науки и внедрения мэрии Михаил КАМАЕВ считает, что тут чаще всего проблемы обоюдные. Чиновники зачастую боятся нового, так как в новых идеях высока степень риска, и авторы не спешат их снизить даже на этапе презентации.
«Бывает, смотришь, идея вроде бы неплохая, – раскрывает тонкости работы Камаев. – Но начинаешь копать глубже, появляются сомнения. Авторы не могут, а чаще не хотят ответить на вопросы: кому принадлежит проект, какова природа технологий, проводились ли испытания и каковы результаты, кто, когда и где может поставить идею на конвейер?»
В мэрии, прежде чем предлагать новый формат взаимоотношений с новаторами, честно признались: «Просто сообщить о научной разработке и ждать на неё реакции власти бессмысленно, ведь все заняты текучкой. Оплачивает разработку хозяин денег, покупатель».
Как пробиться новому?
Но чиновники задумались о том, как сократить путь инновационных разработок к внедрению в жизнь. Создали некий магазин идей, при котором работает научный совет. Приходит человек или компания с вопросом, и его рассмотрят, если он соответствует приоритетным направлениям развития. В Новосибирске это городское освещение и управление дорожным хозяйством, современные технологии утилизации мусора, кибербезопасность местных предприятий, автоматизация объектов инфраструктуры как элемент создания умного города. Далее авторы проекта ставят задачу отобрать нужное по принципу полезности и адекватности. Но это ещё далеко не всё. Впереди главное испытание: выход на портал «Инновационный Новосибирск». Здесь разработчику надо быть готовым представить идею со всех сторон, во всех деталях: вплоть до финансовой состоятельности собственника. Вот этому интернет-ресурсу, портал запустят до конца года, и предстоит стать больше, чем просто сайтом.
«Все знают про Лондонскую и Нью-Йоркскую биржу, где торгуют акциями, – объясняет Камаев. – Можно сделать новосибирскую биржу, которая будет заниматься инновациями, – за рубежом это часто практикуется. Компания акционируется, выставляется на торги. Зарабатывает деньги и внедряет разработку».
Новая структура планирует начать с пилотных проектов. Они в сфере кибербезопасности, городского освещения и управления дорожным хозяйством. Планируется, что работать всё будет примерно так же, как в советское время, – на большие стройки делегировались сотрудники разных организаций и работали там определённый период.
Достаточно прогрессивными с точки зрения внедрения научных достижений считают эксперты вертикально интегрированные холдинги: лидеров банковской сферы, сектора связи и добычи ресурсов. Как правило, в них чётко знают, чего хотят, в какие сроки и сколько готовы потратить денег. Между тем даже при минимальных планах это сотни миллионов, а то и миллиардов рублей в год.
Как связать цепочку?
Начальник отдела инновационной, прикладной и внешнеэкономической деятельности Института теплофизики
СО РАН Людмила ПЕРЕПЕЧКО:
– Если посмотреть на цифры, то финансирование НИОКР с 1996 по 2014 год в РФ выросло в 6 раз, а доходы от экспорта хай-тека – в 4,4 раза (по данным Всемирного банка). То есть отдача невысокая, хотя РФ в первой десятке стран по патентуемым изобретениям. Один из важных индикаторов инновационного развития экономики – рынок интеллектуальной собственности, платежи и доходы по лицензионным соглашениям на патенты. Рынок интеллектуальной собственности в РФ с 2005 по 2015 год вырос в 3 раза. Но почему тогда такое малое количество лицензионных соглашений и небольшой доход РАН от коммерциализации изобретений? Выросло финансирование прикладных исследований для оборонных ведомств, транспортных компаний. Бюджетное финансирование фундаментальной науки выросло незначительно и ведётся по «проектному методу», не оставляя средств на сопроводительные работы, капитальные затраты и вспомогательный персонал. Патенты принадлежат государству, которое их защищает на территории РФ. Но патенты в открытом доступе, и зарубежные коллеги могут бесплатно их использовать в своей стране. Что успешно делают наши юго-восточные соседи.
В нашем регионе коммерциализация научных разработок слабая потому, что нет единого координационного центра, который бы вёл системное взаимодействие между СО РАН, НГУ и Академпарком. Для коммерциализации инноваций необходимо по госпроектам создавать совместные лаборатории НИИ и промышленных предприятий. Наш регион мог бы стать лидером по уровню благосостояния граждан.
Председатель регионального экспертного совета (РЭС), академик Василий ФОМИН:
– Большое значение сейчас имеют региональные конкурсы РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований). В ходе таких отборов приоритет как раз проектам, которые развивают местную тематику. Принцип финансирования исследований и разработок: 50% – деньги от РФФИ, 50% – от правительства Новосибирской области. Что касается самих идей, то интересуют, например, такие темы: нерешённые вопросы геологии отдельных месторождений, оценка плодородия почв, методов повышения эффективности лечения описторхоза и так далее.
От учёных на конкурсы РФФИ поступило более 500 заявок. Но большинство из них отклонено из-за того, что темы недостаточно фундаментальны. В итоге региональный экспертный совет рекомендовал 66 научных проектов, связанных с местной тематикой. Заявки стоит сопрягать со стратегией развития региона.
Мэр Новосибирска Анатолий ЛОКОТЬ:
– На решение любых задач нужны деньги. Основная наша проблема – бедная казна. Просто сейчас система распределения налогов такова, что муниципалитеты попадают в зависимость от вышестоящих бюджетов. Большинство крупных городов, не говоря уже о малых, остаются практически без денег на развитие, даже в том случае, если сами являются бюджетными донорами. Сегодня федеральные программы, пожалуй, единственный реальный инструмент развития. Но у них есть минусы: подходы не гибкие и нет адаптации к специфике конкретных городов.
Изменим ситуацию в том случае, если правильно распределим налоговые доходы между разными уровнями бюджетов. В частности, надо закрепить за крупными городами долю отчислений от налога на прибыль. Это и станет стимулом для муниципалитетов, чтобы развивать новые технологии и раскрывать научный потенциал своих городов.
А как у них?
Швеция стабильно занимает верхние строчки в глобальном индексе инноваций. Финансирование прикладных исследований и внедренческой деятельности в год – 16 млрд евро, или 3,75% ВВП. Из этого объёма 75% – доля компаний, 25% – государства. Чтобы стимулировать внедрение, учредили агентство, которое работает над взаимодействием университетов, власти и бизнеса. Законы благоволят к разработчикам. Если представители университетов ведут такую деятельность, то получают права на продукт, то есть имеют доход от внедрения.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть