Примерное время чтения: 4 минуты
284

Запутались в сетях. Чем губителен интернет для наших детей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. АиФ на Оби 31/01/2019
Живому общению дети предпочитают переписку в мессенджерах и соцсетях.
Живому общению дети предпочитают переписку в мессенджерах и соцсетях. pixabay.com

Извечная война отцов и детей, описанная классиком русской литературы Тургеневым, перенеслась в виртуальное пространство. Старшее поколение относится к интернету, как к вселенскому злу, которое полностью поглотило молодёжь. Но остановить прогресс нельзя. Что делать?

Девочки-подростки Аня и Таня поссорились из-за того, что Аня в СМС-переписке не поставила восклицательный знак после слова «спасибо». Таня расценила это как сухое общение и обиделась. Детей с трудом удалось помирить мамам, которые перевели конфликт в «оффлайн».

Чем опасны смайлики?

«При речевой коммуникации мы помогаем себе мимикой, жестами, интонацией. Во время переписки это невозможно. Поэтому при дистанционном общении выше риск недопонимания, неправильного толкования», – говорит кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии НГТУ Анастасия Кротова.

Между тем дети и подростки сегодня практически не разговаривают друг с другом, предпочитая переписываться, даже если сидят рядом. И это большая опасность для всего общества. Мы утрачиваем навыки нормального человеческого общения, заменяя их некими эрзацами – словами «дратути», «превед», смайликами и стикерами. Причём, как утверждают специалисты, использование картинок при переписке – опасная вещь, потому что один человек видит на стикере одно, а другой может воспринять изображение совершенно иначе.

И всё же, по мнению кандидата филологических наук, доцента кафедры филологии НГТУ Елены Карповой, специфические средства интернет-общения не стоит квалифицировать как абсолютное зло. Важно понимать, что речь идёт о более широкой проблеме – умении коммуницировать вообще, в самых разных ситуациях, не обязательно при помощи интернета. Если это умение сформировано, человек понимает, в каких ситуациях можно использовать приёмы интернет-общения, а в каких – нет.

Сатирик Михаил Задорнов, посвятивший множество своих рассказов чрезмерному увлечению интернет-коммуникациями, объяснял, почему молодёжь избегает реального общения: потому что в реале, сказав гадость, можно не успеть поставить смайлик.

«То, чего нельзя делать в жизни, нельзя делать и в интернете, – продолжает Елена Карпова. – Многие этого не понимают, полагаясь на анонимность во всемирной сети». Отсюда – не только недопонимание в личном общении, но и кибербуллинг, и уголовные дела по статьям «экстремизм», фигурантами которых в последние годы стали десятки молодых сибиряков.

Вам письмо от… ухососа

Но даже посредством писем многие представители молодого поколения общаться не умеют. «Меня очень коробило, когда один студент присылал письменные работы с электронного адреса, который читался как «ухосос», – вспоминает Анастасия Кротова. – Согласитесь, такие адреса настраивают на специфическое отношение к человеку. К сожалению, это не единичный случай».

Кстати, в серьёзных организациях не рассматривают резюме, присланные с адресов типа kosheсhka или zaiсhonok.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии НГТУ Елена Дубровская сетует, что в последнее время студенты всё больше дистанцируются и друг от друга, и от преподавателей. Даже письменные работы предпочитают присылать не напрямую, а через старосту группы. Боятся, что адрес не понравится?

По мнению педагогов высшей школы, главная причина, по которой молодёжь выбирает дистанционное общение, – оно требует намного меньше эмоциональных затрат. Проще говоря, общаться по-человечески молодым людям просто лень. При этом они не чувствуют себя в безопасности в интернет-пространстве.

Не запутаться в паутине

Тем не менее взять и запретить интернет, как это сделали, например, в Северной Корее, невозможно. Поэтому, считают филологи НГТУ, нужно обучать школьных учителей грамотному поведению в Сети, чтобы они в свою очередь обучали школьников. Однако большинство педагогов абсолютно не ориентируются во Всемирной паутине. При этом учителя-словесники бьют тревогу по поводу того, что школьники всё более безграмотные, безнравственные и равнодушные. Потому что, если раньше нравственности и эмпатии нас учила классическая литература, то теперь ей на смену пришла так называемая «сетература».

«Студенты признаются, что часто не задумываются о своей речи в Интернете, а кто-то даже считает, что в интернет-коммуникации языковых норм и правил не существует, – продолжает Анастасия Кротова. – Мы считаем, что нужно формировать у школьников и студентов бережное отношение к языку даже в пространстве глобальной сети».

Что касается сетературы, то это проблема весьма многогранная. С одной стороны, современные технологии позволяют делать достоянием общественности любой бред, не ограниченный никакой цензурой. С другой: «Пушкин просил оценить свои первые стихи друзей-лицеистов. У современных авторов есть возможность получить обратную связь в гораздо больших масштабах, – говорит Елена Дубровская. – Благодаря сетературе студенты хоть что-то читают. Важно научить их отличать зёрна от плевел».

По мнению педагогов, важно научить ребят во всём руководствоваться здравым смыслом и владеть не только интернет-сленгом, но и современным русским литературным языком.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах