Половина девчонок из 122-й школы, где учился Вапаев, после трагедии признались ему в любви. Год назад Асман уговорил родителей записать его в Новосибирский авиационный учебный центр, где учат управлять самолетом и прыгать с парашютом. Но судьба распорядилась так, что он совершил только один прыжок.
Лента новостей: В субботу, 25 июня в 10.20 на Бердском аэродроме при посадке самолета Як-52 был смертельно травмирован 17-летний воспитанник Новосибирского учебно-авиационного центра им. Покрышкина.
Сам виноват?
Асману снесло голову крылом самолета. После того страшного дня прошло уже больше месяца, но у отца в голове до сих пор звучит голос из телефонной трубки: «Приезжайте, забирайте своего сына из морга». А потом огласили результат проверки: в своей смерти Асман виноват сам — нарушил технику безопасности. Шли учебные полеты, и, приземлившись в прыжковой зоне, он не должен был пересекать взлетно-посадочной полосу. Казалось бы, все так, но…
Военный летчик I класса Валерий ДОМРАЧЕВ, который по просьбе родителей подключился к расследованию инцидента, с выводами комиссии ДОСААФ не согласен. В методическом пособии по обеспечению безопасности полетов и прыжков с парашютом в авиации ДОСААФ ясно сказано: «Одновременное проведение учебных полетов и прыжков с парашютом запрещено». Так почему самолет оказался на взлетно-посадочной полосе в тот момент, когда проводились прыжки с парашютом?
Смерть Асмана Вапаева — уже третий несчастный случай на Бердском аэродроме. В мае 2010 года там при похожих обстоятельствах погиб курсант, а в августе того же года самолетом, следовавшим по летному полю, куда приземлились парашютисты, была тяжело травмирована девушка. По мнению Валерия Домрачева, три трагедии за полтора года — это чересчур.
— Я написал письма в следственный комитет и прокуратуру с просьбой разобраться в ситуации на Бердском аэродроме, — говорит он.
Коровы у взлетки
Журналисты «АиФ на Оби» отправились в Бердск, чтобы собственными глазами увидеть, каков порядок на аэродроме. Местный житель, у которого мы спросили дорогу, любезно согласился проводить и объяснил, что он тоже идет на аэродром — корову пасти. На вопрос, не опасно ли это, селянин отвечал, что коровы у них здесь умные — на взлетную полосу не ходят, пасутся по краям аэродрома, там трава хорошая — высокая, сочная. Одна проблема — охранник время от времени буренок гоняет. Но это если они совсем уж близко к зданию администрации подходят…
На летное поле журналисты легко проникли через большую дыру в заборе из проволоки. А через несколько метров забор и вовсе кончился — заходи любой, если только не боишься вляпаться в коровью лепешку, коих тут в изобилии. На краю аэродрома — чей-то распаханный огород. Ни рулежные дорожки, ни взлетно-посадочные полосы не обозначены.
Сотрудник аэродрома, пожелавший остаться неизвестным, сообщил нам местную версию событий: учебно-тренировочные полеты в тот день вообще не проводились, а самолет, смертельно травмировавший курсанта, прилетел из Евсино и запросил посадку на Бердском аэродроме.
— А мне очень жаль пилота. У него ведь теперь всю жизнь этот мальчик в глазах стоять будет, — сокрушается житель поселка Южный Михаил Самосватов, ставший невольным свидетелем трагедии. — Зачем диспетчер дал разрешение на посадку, почему не предложил сделать круг над аэродромом, чтобы дождаться, пока люди уйдут с летного поля?
Сейчас расследованием смерти Асмана Вапаева занимаются следователи Военного следственного отдела Новосибирского гарнизона. Никаких комментариев до окончания расследования они не дают.