Примерное время чтения: 5 минут
1461

Водолазы подняли со дна Оби секретный пароход МВД СССР

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. «АиФ на Оби» 11/07/2012
Фото: Елены ИВАНОВОЙ

Пароход «Кишинев» принадлежал к серии №732 и был построен на заводе «Ленинская кузница» в Киеве ориентировочно в 50-е годы прошлого века. Судно принадлежало Новосибирскому оловянному комбинату.

Стратегическое предприятие находилось под контролем Геологического управления МВД СССР. Поэтому данные о

КСТАТИ
Колесные паровые буксиры проекта №732 были спроектированы в 1945 году. Первый пароход построили в 1945 году. Основные размеры судна: длина — 57,9 м, ширина — 17,5 м. Экипаж — 26 человек. Судов проекта №732 и схожего с ним проекта №733 построено 202. На Оби таких пароходов было около 50.

характере работ, производимых «Кишиневом», до сих пор засекречены. Исследователи-энтузиасты высказывают предположение, что пароход шел с севера с грузом золота, добытого в районе Ханты-Мансийска, а может, не добытого, а отнятого у местного населения — селькупов и хантов, изготавливавших из золота предметы культа. На оловокомбинате золото собирались переплавить в промышленное. Судно постигла участь пиратских кораблей, наказанных за грехи. Есть ли в этой истории доля истины, мы, к сожалению, не узнаем, так как грузы и документы с «Кишинева» подняли сразу, оставив на дне реки только «железо».

— Пароход решили убрать в связи с тем, что его останки представляют опасность для отдыхающих на новом пляже Бугринской рощи. Это заказ муниципалитета, — рассказывает производитель работ ООО «Сибподводстройсервис» Илья БОРИСОВ. — Работы мы начали полторы недели назад: установили понтон, на котором базируется экскаватор и оборудование, провели исследование размеров и габаритов судна. Поднять пароход полностью не представляется возможным, так как его вес — порядка 105 тонн. Технология предусматривает размывку корпуса затонувшего судна, так как оно погружено в грунт на 2–2,5 метра. Затем пароход режут на части и поднимают с помощью экскаватора.

Останки затонувшего корабля складируют на берегу. Водолазы уже достали «сердце» парохода — огромный котел со множеством трубок-«сосудов», корабельный руль — металлическую деталь весом тонн в пять, куски обшивки с иллюминаторами, в отверстиях которых еще сохранились остатки толстого оргстекла. Последними поднимали самые массивные и тяжелые детали — гребные валы, трубы. Якорь почему-то так и не обнаружили. Кстати, специалисты говорят, что ни названия, ни каких-либо номеров и прочих опознавательных знаков на обломках теплохода они не увидели.

Обычная работа

Водолаз 1-го класса Андрей СТЕЦЕНКО с помощью троих коллег (иначе не справиться) надевает обмундирование, вес которого — 80 килограммов, и спускается на дно. Глубина здесь небольшая — от 2 до 7 метров. После пребывания на такой глубине не требуется восстановление в барокамере. Это позволяет работать на дне несколько дольше, чем на глубинах в 13–15 метров, обычных для сибирских рек. В водолазный костюм с понтона при помощи специальной установки нагнетается воздух. Обмундирование снабжено рацией, поэтому на поверхности воды слышно, что водолаз говорит. Самая большая проблема — плохая видимость. Значительную часть работы приходится делать в буквальном смысле на ощупь. После того как водолаз наметил контуры очередной части металлического «утопленника», подлежащей подъему, ему спускают изотермический резак, с помощью которого от корабля отделяется кусок. Затем водолаз выполняет функции стропальщика. Порой вся операция занимает 2,5–3 часа. Наиболее трудно резать металл толщиной 12 мм, из которого выполнен корпус корабля.

— Это обычная, хотя и сложная работа, — говорит Андрей.

Очередной фрагмент затонувшего парохода поднимают на понтон, поле чего понтон причаливает к берегу, к нему подъезжает фронтальный погрузчик грузоподъемностью 5 тонн, аккуратно снимает кусок металла огромным ковшом, в котором легко поместится легковая машина, и перемещает его на берег.

Чтобы, умирая, воплотиться…

Когда работы закончатся, останки «Кишинева» погрузят в машины и отвезут на переплавку. Возможно, после переплавки этот пароход обретет новую жизнь, став другим кораблем.

На дне Оби в районе Новосибирска покоится несколько пароходов и теплоходов. Самый крупный из них — пароход «Совнарком», который в 1921 году в ночь с 9 на 10 мая налетел на опору железнодорожного моста и в считанные минуты затонул. Погибло, по разным оценкам, от 225 до 400 человек. А «Совнарком» так и лежит на дне примерно в 500 метрах ниже моста. В 1967 году недалеко от шлюзов Новосибирской ГЭС затонуло судно «Владивосток».

Однако, если кораблекрушения на реках — явление редкое, то сколько затопленных старых барж лежат на дне Оби и других рек — никто не считал.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах