В новосибирский аэропорт Толмачёво на вечную стоянку прилетел самолёт ТУ-154 «Ижма», вошедший в историю после удачной аварийной посадки в аэропорту «Ижма». Привели его те же самые лётчики, Герои России, которые в 2010 году своими действиями спасли больше 80 человек, находившихся на борту. Корреспондент «АиФ Сибирь» встретился с героями.
Нечасто на взлётную полосу аэродрома пускают людей с фотоаппаратами и телекамерами. Но это был особый случай. Бело-голубой красавец-самолёт, совершая последний в своей жизни рейс, эффектно прошёлся над взлётной полосой на бреющем полёте, ушёл на второй круг, а потом сел и мягко подрулил к толпе встречающих.
За полчаса до смерти
Происшествие, которое в энциклопедиях назвали «серьёзным авиационным инцидентом», произошло 7 сентября 2010 года. ТУ-154М с 81 пассажиром на борту, пилотируемый Евгением Новосёловым и Андреем Ламановым, совершал перелёт из Удачного в Москву. Через 3,5 часа полёта на борту вышла из строя система электропитания. А вместе с ней – все навигационные приборы и насосы топливных баков.
Евгений Новосёлов немногословен, несмотря на настойчивые просьбы ещё раз вспомнить события восьмилетней давности: «Всё событие длилось 26 минут. Но нам эти минуты показались вечностью. По-настоящему страшно стало тогда, когда мы поняли, что не работают топливные насосы и керосина осталось на 30 минут полёта».
День 7 сентября 2010 года был пасмурный. Видимость – ниже среднего. С 10-километровой крейсерской высоты пилоты снизили воздушное судно до 3 км и пошли над рекой Ижма в расчёте приводниться. Заброшенный аэропорт увидели случайно.
Всё остальное российские авиационные эксперты и по сей день расценивают как чудо. Аэропорт не эксплуатировался с 2003 года и использовался только как вертолётная площадка. Несмотря на это, начальник вертолётной площадки Сергей Сотников по собственной инициативе поддерживал в нормальном состоянии взлётную полосу – вырубал кустарник, убирал мусор. Знал, что когда-то это спасёт жизнь восьми десяткам людей? Действительно, чудо.
Новосёлов и Ламанов приняли решение садиться на взлётную полосу в Ижме. Она изначально не была приспособлена для таких самолётов, как ТУ-154. Поэтому лайнер выкатился за пределы полосы и врезался в лес. Однако никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал.
Благодарны за мужество
Пилоты говорят, что благодарны пассажирам того рейса за мужество – никто из них не устроил истерику, не впал в панику. Все неукоснительно выполняли команды бортпроводников.
«Конечно, когда летели в последний рейс, испытывали грустные чувства. Жаль расставаться с машиной, на которой пролетали столько лет и столько пережили, – продолжает Евгений Новосёлов. – Но радует то, что самолёт не распилят на металлолом, а сделают музейным экспонатом».
Как рассказал начальник аэропорта Толмачёво Евгений Янкилевич, легендарный ТУ-154 поставят на постамент рядом с уже имеющимся в музее авиации Ил-28. Подняться по трапу героического лайнера, пройтись по салону и посидеть в кабине пилотов смогут все желающие.
Ту-154М (регистрационный номер RA-85684, заводской – 90А851, серийный – 0851) в результате аварии был сильно повреждён, и первоначально собственник объявил о его списании. Главным аргументом было то, что даже в случае успешного ремонта на месте самолёту для взлёта будет необходима взлётная полоса длиной 2500 метров, в то время как ВПП в Ижме имеет длину лишь 1325 метров. Несмотря на это, позже всё-таки приняли решение на месте – в Ижме – заменить два двигателя, в которые попали деревья. А потом поднять лайнер с короткой полосы. Пилотировал аварийный борт лётчик-испытатель Рубен Есаян. Он сумел уложить разгон в 800 метров и благополучно довёл самолёт до Самары, где располагался авиаремонтный
завод.
8 октября 2010 года президент России Дмитрий Медведев присвоил командиру Евгению Новосёлову и второму пилоту Андрею Ламанову звание «Герой России». Остальные члены экипажа (штурман, бортинженер и бортпроводники) были награждены Орденами Мужества.
В феврале 2012 года начальник вертолётной площадки в Ижме Сергей Михайлович Сотников был награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть