aif.ru counter
12.10.2018 16:12
Екатерина СОСНИНА
235

Необычный полёт. Какое чудо совершили летчики над Сибирью?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ на Оби 11/10/2018
Самолет терпел крушение и пилоты посадили его на заброшенном аэродроме.
Самолет терпел крушение и пилоты посадили его на заброшенном аэродроме. © / Романов Кирилл / АиФ

В новосибирский аэропорт Толмачёво на вечную стоянку прилетел самолёт ТУ-154 «Ижма», вошедший в историю после удачной аварийной посадки в аэропорту «Ижма». Привели его те же самые лётчики, Герои России, которые в 2010 году своими действиями спасли больше 80 человек, находившихся на борту. Корреспондент «АиФ Сибирь» встретился с героями.

Нечасто на взлётную полосу аэродрома пускают людей с фотоаппаратами и телекамерами. Но это был особый случай. Бело-голубой красавец-самолёт, совершая последний в своей жизни рейс, эффектно прошёлся над взлётной полосой на бреющем полёте, ушёл на второй круг, а потом сел и мягко подрулил к толпе встречающих.

За полчаса до смерти

Происшествие, которое в энциклопедиях назвали «серьёзным авиационным инцидентом», произошло 7 сентября 2010 года. ТУ-154М с 81 пассажиром на борту, пилотируемый Евгением Новосёловым и Андреем Ламановым, совершал перелёт из Удачного в Москву. Через 3,5 часа полёта на борту вышла из строя система электропитания. А вместе с ней – все навигационные приборы и насосы топливных баков.

Евгений Новосёлов немногословен, несмотря на настойчивые просьбы ещё раз вспомнить события восьмилетней давности: «Всё событие длилось 26 минут. Но нам эти минуты показались вечностью. По-настоящему страшно стало тогда, когда мы поняли, что не работают топливные насосы и керосина осталось на 30 минут полёта».

День 7 сентября 2010 года был пасмурный. Видимость – ниже среднего. С 10-километровой крейсерской высоты пилоты снизили воздушное судно до 3 км и пошли над рекой Ижма в расчёте приводниться. Заброшенный аэропорт увидели случайно.

Всё остальное российские авиационные эксперты и по сей день расценивают как чудо. Аэропорт не эксплуатировался с 2003 года и использовался только как вертолётная площадка. Несмотря на это, начальник вертолётной площадки Сергей Сотников по собственной инициативе поддерживал в нормальном состоянии взлётную полосу – вырубал кустарник, убирал мусор. Знал, что когда-то это спасёт жизнь восьми десяткам людей? Действительно, чудо.

Новосёлов и Ламанов приняли решение садиться на взлётную полосу в Ижме. Она изначально не была приспособлена для таких самолётов, как ТУ-154. Поэтому лайнер выкатился за пределы полосы и врезался в лес. Однако никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал.

Благодарны за мужество

Пилоты говорят, что благодарны пассажирам того рейса за мужество – никто из них не устроил истерику, не впал в панику. Все неукоснительно выполняли команды бортпроводников.

Андрей Ламанов до сих пор поддерживает связь с Сергеем Сотниковым, которого лётчики считают своим спасителем. Он по-прежнему работает начальником вертолётной площадки и продолжает ухаживать за взлётной полосой – вдруг ещё кому-нибудь пригодится.

«Конечно, когда летели в последний рейс, испытывали грустные чувства. Жаль расставаться с машиной, на которой пролетали столько лет и столько пережили, – продолжает Евгений Новосёлов. – Но радует то, что самолёт не распилят на металлолом, а сделают музейным экспонатом».

Как рассказал начальник аэропорта Толмачёво Евгений Янкилевич, легендарный ТУ-154 поставят на постамент рядом с уже имеющимся в музее авиации Ил-28. Подняться по трапу героического лайнера, пройтись по салону и посидеть в кабине пилотов смогут все желающие.

Ту-154М (регистрационный номер RA-85684, заводской – 90А851, серийный – 0851) в результате аварии был сильно повреждён, и первоначально собственник  объявил о его списании. Главным аргументом было то, что даже в случае успешного ремонта на месте самолёту для взлёта будет необходима взлётная полоса длиной 2500 метров, в то время как ВПП в Ижме имеет длину лишь 1325 метров. Несмотря на это, позже всё-таки приняли решение на месте – в Ижме – заменить два двигателя, в которые попали деревья. А потом поднять лайнер с короткой полосы. Пилотировал аварийный борт лётчик-испытатель Рубен Есаян. Он сумел уложить разгон в 800 метров и благополучно довёл самолёт до Самары, где располагался авиаремонтный
завод.

8 октября 2010 года президент России Дмитрий Медведев присвоил командиру Евгению Новосёлову и второму пилоту Андрею Ламанову звание «Герой России». Остальные члены экипажа (штурман, бортинженер и бортпроводники) были награждены Орденами Мужества.

В феврале 2012 года начальник вертолётной площадки в Ижме Сергей Михайлович Сотников был награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество