Сразу несколько курьезных случаев произошло на реках Сибири за последние годы из-за нетрезвого состояния плавсостава теплоходов. Журналист «АиФ-Сибирь» попыталась выяснить, есть ли на реке что-то вроде ГИБДД и проверяют ли капитанов на трезвость.
Летучий голландец
Курьёзный случай в Томской области обошёл практически все СМИ. Буксир-толкач дрейфовал по Оби в районе Колпашево. Ни в рубке, ни на палубе никого не было. Капитан встречного теплохода попытался выйти на связь с коллегами, но безуспешно. Тогда он принял решение пришвартоваться к «летучему голландцу» и посмотреть, что творится на борту. Оказалось, все члены команды мертвецки пьяны и спят в своих каютах.
Это – история «с хорошим концом». Дрейфующий теплоход отбуксировали к берегу, никто не погиб и не пострадал. Но на реках Сибири было много трагедий, случившихся из-за пьянства.
В 2013 году в Омской области на реке Иртыш столкнулись пассажирский теплоход «Полесье-8» Омского речного порта и грузовая баржа. На борту теплохода, следовавшего рейсом Омск–Ачаир, были 56 пассажиров и 4 члена экипажа.
Капитан судна, находившийся в состоянии алкогольного опьянения, передал штурвал мотористу. Теплоход вылетел на противоположный судовой ход и на полной скорости врезался в баржу. В результате столкновения был повреждён левый борт «Полесья», две трети судна ушло под воду. Погибли 6 человек, 11 получили тяжкие травмы, также пострадали 36 пассажиров и три члена экипажа. Материальный ущерб составил 6 млн рублей.
В прошлом году в Бердске скоростной катер под управлением пьяного судоводителя врезался в бетонный пирс. Человек за штурвалом погиб. Пассажиры получили тяжёлые травмы.
Эксперты уверяют: выстроить на реке систему предрейсовых медосмотров практически невозможно – команды судов дальнего следования отправляются в плавание на несколько месяцев. Держать на каждом теплоходе или на каждом причале врача – слишком накладно. Кстати, такая же проблема существует у водителей-дальнобойщиков.
В Западно-Сибирском речном регистре пояснили, что их сфера деятельности – контроль за техническим состоянием судов, но не за физическим состоянием капитанов. Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) контролирует только лодки, катера и яхты. У сотрудников линейных отделов полиции при речпортах недостаточно полномочий, чтобы останавливать теплоходы на предмет проверок.
Надо строже наказывать?
Судоводители-любители, несмотря на то, что их контролируют гораздо жёстче, чем профессиональных капитанов, частенько выпивают за штурвалом.
Начальник пресс-службы ГИМС МЧС Алтайского края Олег Власов добавляет, что судоводители не только бороздят речные просторы пьяными, но часто не имеют прав на управление судном. При этом выходят на воду без спасательных средств.
Сегодня за управление маломерным судном в состоянии алкогольного опьянения предусмотрен штраф в 1500–2000 рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет. Федеральные законодатели предлагают ввести уголовное наказание для пьяных судоводителей, если они позволяют себе вставать пьяными за штурвал не в первый раз.
Напомним, с 1 июля автомобилистов, которые были повторно задержаны за езду в нетрезвом виде или повторно отказались от освидетельствования, ждёт уголовная ответственность. Максимальное наказание – два года лишения свободы и лишение прав на три года.
Инициатива о введении «равноправия» между автомобилистами и судоводителями принадлежит первому зампреду комитета Госдумы по транспорту Михаилу Брячаку. Речники, естественно, против. Генеральный директор компании «Речфлот» Александр Землянский говорит, что будет достаточно трудно должным образом доказать факт алкогольного опьянения. Ведь на реках нет стационарных постов с необходимым оборудованием. Но здесь всё зависит от административного ресурса конкретного региона. В Новосибирской области, по словам Владимира Подуздикова, все экипажи ГИМС снабжены алкотестерами и со всеми районными больницами, расположенными поблизости от водных артерий, есть договоры о проведении медосвидетельствования судоводителей. Было бы желание.