Новосибирск, 27 мая, АиФ – Новосибирск - Каким будет школьное образование? За что придется платить?
На эти и другие вопросы читателей «АиФ» отвечают эксперты: начальник управления министерства образования и науки Владимир ЩУКИН, проректор НГТУ по учебной работе Анатолий БАТАЕВ, заместитель директора Новосибирского техникума электроники и вычислительной техники Владимир ПЕРВУХИН, директор МБОУ «Лицей № 136» Галина СОЛОМЕЕВА, директор МБОУ «Инженерный лицей НГТУ» Маргарита БЕЗЛЕПКИНА.
Минимума не будет
nsk.aif.ru: Будут ли в школе брать плату за обучение сверх стандартного минимума?
Владимир Щукин:
— Ни о каких минимальных стандартах в новом законе об образовании речи не идет. Разговоры о том, что бесплатно детей будут учить только основам русского и математики плюс физкультуре и ОБЖ — это неправда! По новому закону статус основной образовательной программы только повышается. Федеральные стандарты для всех общеобразовательных учреждений будут едиными. Образовательное учреждение формирует программу с учетом мнения родителей. При этом ни за какие дополнительные занятия платить будет не нужно, если это не дополнительные платные услуги, по которым заключен договор.
После прохождения экспертизы, программа попадет на специальный сайт, и все желающие смогут все увидеть. Как и сегодня, программа обучения будет включать в себя все области знаний, все предметы.
nsk.aif.ru: Но какие-то изменения будут?
Владимир Щукин:
— Есть уже несколько проектов изменений. Первый проект говорит, что в законе должен быть прописан статус вечерних школ. Хотя проект ничего нового в закон не вносит — раз нет видового разнообразия, могут быть любые формы образования, вплоть до индивидуального учебного плана. Часть программы может быть освоена заочно — это не возбраняется. Второй законопроект связан с приемом в вузы. Люди с ограниченными возможностями (инвалиды) смогут подавать документы в любое количество вузов, тогда как норма для обычных абитуриентов — 5 вузов и 3 направления. Обосновывается это предложение тем, что не каждый вуз может создать условия для обучения, например, колясочников или слабовидящих студентов. Третья инициатива касается требований к школьной одежде: по мнению законодателей, дети должны одеваться соответственно определенным нормам, которые будут введены в каждом субъекте РФ. Пока законодательством предусмотрено, что требования к школьной одежде устанавливает само образовательное учреждение.
nsk.aif.ru: Сегодня теряется интерес к техническим специальностям. Можно ли изменить эту ситуацию?
Анатолий Батаев:
— Отношение общества к профессии и ее востребованность среди молодежи выражается в зарплате, в престиже. Во времена, когда наша страна запустила в космос первый спутник Земли, профессия инженера была уважаемой и неплохо оплачивалась. Сейчас труд инженера сложный, требующий огромного багажа знаний, но не ведущий к быстрому карьерному росту. Тем не менее отношение к техническим специальностям меняется в позитивную сторону, хотя и медленно. Но пока у инженеров не будет высоких зарплат, говорить о том, что технологический прогресс в России — национальная задача, на мой взгляд, несерьезно.
Владимир Первухин:
— Нашему учебному заведению повезло, потому что у нас можно получить специальность по двум передовым направлениям — микроэлектронике и информатике. Поэтому у нас проблем с набором нет, и мы не замечаем, что интерес к сложным специальностям понижен. Но откровенно говоря, качество подготовки абитуриентов и конкурс при поступлении в техникум снижается. По специальностям, связанным с информатикой, конкурс составляет три человека на место, а по специальностям, связанным с электроникой, фактически один человек на место.
Сегодня успешность видится как получение высшего образования, владение высокооплачиваемой профессией, быстрый подъем по карьерной лестнице до кресла генерального директора. А работать на производстве, быть членом большого коллектива мало кто хочет.
nsk.aif.ru: Какой уровень подготовки школьников по естественнонаучным дисциплинам?
Галина Соломеева:
— Сегодня врачи спасают жизнь детям, которые родились с патологиями, недоношенным. Поэтому в школах учатся много детей с нарушением мозговой деятельности. А школьные программы стали сложнее. Так что родителям надо руководствоваться не амбициями, а реальным положением вещей. Не все дети могут учиться в вузе. Совсем неплохо быть отличным, уважаемым рабочим.
Маргарита Безлепкина:
— В Новосибирской области есть проекты, которые поднимают интерес к естественным наукам. Например, в специализированных классах у ребят есть возможность изучать основы робототехники, проводить физические и химические эксперименты. Обучают здесь преподаватели вузов, аспиранты и молодые ученые. В результате увеличивается количество школьников, которые выбирают для сдачи ЕГЭ физику и информатику.
nsk.aif.ru: Часто ли в вузе абитуриенты не подтверждают уровень знаний, показанный на ЕГЭ?
Анатолий Батаев:
— Да, уровень знаний оставляет желать лучшего, особенно по физике и химии. Когда к нам приходят первокурсники, и знания по физике у них не на должном уровне, мы вынуждены сами справляться с этой проблемой - подтягиваем студентов.
Маргарита Безлепкина:
— Я не согласна с тем, что выпускники школ имеют уровень знаний ниже, чем показывает их оценка по ЕГЭ. Вузовская система иногда просто выбивает недавнего школьника из колеи, и он не может работать на все сто. Ребенок теряется, получается так, что он не готов к сдаче контрольных. Кроме этого, школы сегодня нуждаются в хороших учителях физики и химии, географии, биологии. Молодые специалисты по этим предметам - дефицит.
Нужны инженеры
nsk.aif.ru: Будет ли сокращено количество бюджетных мест в вузах и техникумах?
Владимир Первухин:
— План на 2013 год в нашем техникуме не снижен, составляет 150 человек. В стране продолжается модернизация профессионального образования, что связано с потребностью экономики в специалистах. Многие местные учебные заведения участвуют в совместных с предприятиями проектах. Например, наш техникум вместе с другими учебными заведениями участвует в инновационном проекте с «НЭВЗ – КЕРАМИКС» «Производство наноструктурированной керамики». К слову, недавно на базе техникума создан отраслевой центр в сфере микроэлектроники и информационных технологий.
Анатолий Батаев:
— В НГТУ в этом году рост на инженерно-технические специальности будет существенный: прибавятся 115 мест бакалавриата, и на 100 человек больше мы примем магистров. Ежегодно НГТУ принимает более 2000 студентов на бюджетное обучение. Я считаю, что государство здесь ведет себя абсолютно адекватно. А число мест на непрофильные специальности сокращается. Например, число бюджетных мест на экономику.