Примерное время чтения: 34 минуты
80

Тесты ЕГЭ в этом году значительно усложнились

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. «АиФ на Оби» 08/02/2012
Фото: Елены ИВАНОВОЙ

Наши эксперты:

Ирина Рогожникова, заместитель начальника ГУО мэрии

 

 

 

Нина Склянова,

директор городского центра образования и здоровья «Магистр», доктор медицинских наук

 

 

Елена Кушнеренко,

заместитель директора по научно-методической работе центра «Магистр»

 

 

Сергей Бирюков,

директор МАОУ «гимназия №10»

 

 

Надежда Вавилина,

ректор Нового сибирского института, доктор социологических наук

 

 

Александр Карпик,

ректор СГГА

 

 

Инна Рязанцева,

директор Центра тестирования и профориентации СГГА

 

 

 

До окончания учебного года в школах и старта вузовской абитуриентской кампании еще почти пол-года. Однако старшеклассники и их родители уже задаются вопросами, что нового будет нынче. Ведь каждый год Министерство образования хоть немного, но меняют правила сдачи ЕГЭ и поступления в вузы. О том, что готовит нам грядущая абитуриентская и выпускная кампании и как эксперты оценивают новшества, происходящие в системе образования – говорили на круглом столе в редакции «АиФ на Оби».

-- Последняя кампания по сдаче ЕГЭ в отдельных регионах страны прошла с большим количеством нарушений. Новосибирск, к счастью, стал одним из немногих приятных исключений. Тем не менее, многие заговорили о том, что пора уходить от этой системы. Как будет проходить итоговая аттестация новосибирских школьников в 2012 году?

-- Государственная итоговая аттестация школьников будет проходить в форме единого государственного экзамена.  Альтернатива в виде выпускного государственного экзамена будет предложена  только выпускникам с ограниченными возможностями здоровья, - говорит Ирина Рогожникова.

- Раньше в КИМах преобладали тестовые задания, за что родители прозвали ЕГЭ «угадайкой»?

 – Задания по ЕГЭ (КИМы) ежегодно изменяются и совершенствуются. В 2012 году существенные изменения коснутся трех предметов: истории, литературы и информатики. Уменьшается объем заданий в части «А». Зато по истории  в части «С» теперь нужно написать мини-сочинение на тему «портрет исторического деятеля». По информатике в части «С» будет включено задание со звуком. А по литературе нужно будет написать сочинение по одной из трех предложенных на выбор тем.

Еще из новшеств: во-первых, впервые в этом году обозначено минимальное количество баллов, соответствующее удовлетворительной оценке по русскому языку и математике. По математике необходимый минимум – 24 балла, по русскому – 36. Во-вторых, обязательным требованием отныне является присутствие наблюдателей в пунктах сдачи ЕГЭ. 

Что касается  9-х классов, то в апробационном режиме продолжается введение государственной итоговой аттестации в форме стандартизированных заданий. Пока девятиклассники могут выбирать, сдавать им ЕГЭ или традиционные экзамены.

-- У нас в гимназии уже пять лет идет апробация ЕГЭ для девятиклассников, -- рассказывает Сергей Бирюков, -- Большинство ребят предпочитают сдавать экзамены в новой форме. Хотя, у девятиклассников  есть альтернатива.  По моему мнению, у ЕГЭ есть и плюсы и минусы. Безусловный плюс в том, что при оценке работы исключается субъективизм.  Что касается минусов, я как член экзаменационной комиссии с многолетним стажем до сих пор теряюсь, когда приходится принимать  тесты по литературе или истории. На мой взгляд, эти предметы нельзя уложить в систему простых вопросов и схематичных ответов.

Почему метр метру – рознь?

-- Ставка, сделанная государством, на то, что ЕГЭ поставит заслон коррупции в системе образования, не оправдалась? Иначе как расценить  такой  пример:  в регионах Кавказа, как оказалось, старшеклассники знают русских язык гораздо лучше их сверстников из России.

-- Государство задумывало ЕГЭ как некий метр, который будут применять ко всем одинаково. Однако, как раньше у приказчиков магазинов метр был метру рознь, так же получилось и сейчас у некоторых приказчиков от образования, -- констатирует Надежда Вавилина. – Безнравственность – колоссальная проблема нашего общества, затрагивающая все сферы. Можно сколько угодно менять систему измерений, но она не будет объективной до тех пор, пока мы не искореним безнравственность в нашем обществе.

Не хватает эмпатии

Самое печальное и тревожное:  дети видят эту безнравственность даже лучше, чем мы. У них неизбежно возникает вопрос: почему я трудился в поте лица, а кто-то получил то же самое без всяких усилий только потому, что его родители заплатили деньги?! Кстати, большинство по-настоящему талантливых ребят сразу поняли, что ЕГЭ – это только линейка. А в жизни ценятся настоящие знания. Они стараются не просто подготовиться к ЕГЭ, а получить настоящие знания, принять участие в олимпиадах и таким образом доказать, что они -- лучшие.

- Система ЕГЭ нормально работает, -- уверен Александр Карпик. – Что касается нравственности, то ведь это зависит от самих представителей высшей школы. Если в каждом вузе будет  этический кодекс, который станут соблюдать все – начиная от ректора и заканчивая техничкой, в таком вузе просто не будет возможностей для каких-либо махинаций. Кроме того, у каждого преподавателя должен быть свой кодекс чести, который не позволит ему вольно обращаться с «метром».

-- Правительство России взяло курс на инновации. Экономике требуются инженеры, ученые, инноваторы. Но на протяжении последних лет большинство выпускников новосибирских школ выбирают для сдачи ЕГЭ обществознание. Почему?

-- Действительно, лидирует обществознание, поскольку этот предмет значится в числе вступительных во многих вузах. Но, на втором месте по результатам прошлого года – физика. На третьем – информатика. На четвертом – биология. И это радует, -- сообщила Инна Рязанцева. – За последнее время в НСО было открыто 48 спецклассов по химии, биологии и физике. Ребята идут туда с большим желанием, так как эти направления видятся наиболее перспективными. Проблема в том, что уровень преподавания этих дисциплин в школе оставляет желать лучшего.

-- Рассуждая о качестве профессиональной подготовки учителя, мы в последнее время упускаем один важный момент – психолого-педагогическую подготовку, -- добавляет Елена Кушнеренко. – Да, учитель должен хорошо знать свой предмет. Да, он должен владеть современными методами обучения. Но, очень важно, чтобы учитель хорошо знал возрастную психологию, а главное – обладал способностью к эмпатии, ибо это – первое требование к педагогу. Сейчас же мы наблюдаем, что профессионально-этические и нравственные качества учителя снижаются. Между тем, нестандартных детей, требующих индивидуального подхода и особых педагогических и психологических знаний, становится все больше.    

Если доцент – тупой?

-- Проблема профпригодности преподавателей существует и в вузах, - продолжает мысль коллеги Александр Карпик. – Сегодняшним студентам уже нельзя преподавать дисциплины «по-старинке». В процессе преподавания требуется задействовать электронные средства обучения. Да и весь учебный процесс  строится и должен быть организован по-иному. Естественно, пожилому преподавателю трудно соответствовать новым требованиям.

- Академик Павлов говорил, что к 60 годам психическое здоровье человека, в отличие от его физического здоровья, продолжает совершенствоваться. Поэтому, дело не в возрасте, – возражает Нина Склянова. – Более того, большинство ученых, которые, соответственно, являются профессорами, достигали своего статуса именно к этому возрасту. Сейчас высшая школа держится на шестидесятилетних. Если в вузах делать ставку только на  молодых преподавателей, не будет ничего хорошего, ибо мы утратим классический фундамент высшей школы.

-- Но, тем не менее, преподаватели вузов очень часто жалуются, что уровень подготовки студентов и абитуриентов катастрофически падает?

- Отчасти в этом виновата созданная нами система высшей школы, - считает Ирина Рогожникова. – В советские времена в вузы поступало только 26-28% выпускников школ. Сейчас 82% вчерашних школьников идут в вузы.

- Возможно, сегодняшние ребята охотнее шли бы в профессиональные образовательные учреждения среднего звена, если б у них был иной социальный статус, - отмечает Надежда Вавилина. – Мы проводили исследование и выяснили, что у учащихся профессиональных училищ и ссузов существует барьер в формировании своего социального успеха. Как следствие, руководители предприятий предпочитают брать выпускников вузов даже на те рабочие места, где с производственными обязанностями легко справился бы пэтэушник. По этой же причине родители стараются всеми правдами и неправдами устроить ребенка в институт.

Но я хочу обратить внимание на другую проблему. В этом году выпускников школ как никогда мало. Система высшей школы находится на самом дне демографической ямы, случившейся в середине 90-х годов прошлого века. Сейчас количество юношей и девушек 16-17 лет соответствует только 50% от аналогичной цифры 1984 года. Как следствие, конкурсы в вузы снижаются. О том, чтобы выбирать лучших из лучших, говорить не приходится.

Задача высшей школы усложняется

-- Дать высшее образование талантливым и одаренным – это просто. А вот сделать хороших специалистов из середнячков, которых нам придется принять – задача куда более сложная, -- уверен Александр Карпик.

-- Есть еще одна причина, почему школьники стремятся поступить в любой вуз сразу после школы, -- продолжает Инна Рязанцева. – Сертификат ЕГЭ действует два года. Если за это время никуда не поступить, придется сдавать ЕГЭ еще раз. Поэтому  ребята стараются попасть хоть куда, лишь бы получить высшее образование. Мы могли бы улучшить ситуацию в деле профориентации молодежи, если б давали преференции при поступлении в вуз тем, кто поработал по специальности.

-- Министр образования Фурсенко в одном из интервью высказался в том плане, что у нас  -- слишком много образованных людей. Не означает ли это, что в стране начнется кампания по закрытию и перепрофилированию вузов. Как это может коснуться Новосибирска?

- Государство будет увеличивать бюджеты тех вузов, в которых готовят специалистов, нужных для экономики. Это – инженерно-технические и естественно-научные направления, -- уверена Надежда Вавилина. --  Но со стороны потребителей образовательных услуг всегда будет спрос и на гуманитарные специальности. Например, в последние годы у молодежи возродился интерес к журналистике. Мы расширяем факультет антропологии, так как спрос на эту специальность существенно вырос.  А вот такое направление, как информатика, пришлось сократить – рынок уже перенасыщен специалистами. Перестала пользоваться спросом социология.

-- Мы не затронули еще один важный вопрос – про льготы. Что дает сейчас, например, золотая или серебряная медаль?

- Ничего, - отвечает Сергей Бирюков. – Вузы учитывают количество баллов, набранных на ЕГЭ по профильным предметам. А медаль --  это вознаграждение школьнику за усердный труд в течение 10 лет.

- Преференции при поступлении дают победы на олимпиадах, - дополняет Инна Рязанцева. –  Так же сохранилась возможность поступления вне конкурса для льготной категории абитуриентов. Они могут воспользоваться предоставленным им правом, подав заявление о приеме только в один вуз на одно направление и предоставив сразу оригиналы всех необходимых документов. В другие вузы указанные лица вправе поступать на общих основаниях.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах