Комитет по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Законодательного Собрания Новосибирской области рассмотрел проект закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов».
Доклад заместителя Председателя Правительства Новосибирской области – министра финансов и налоговой политики Виталия Голубенко на этот раз обновился данными о федеральных трансфертах: «Проект федерального бюджета прошел второе слушание на прошлой неделе. Цифру мы получили по нашему региону. Это порядка 24,5 миллиардов рублей. Из этой суммы на софинансирование полномочий Новосибирской области –19,3 миллиарда. Укрупнённо: 5,4 миллиарда на дороги, 2,5 миллиарда – на модернизацию первичного звена здравоохранения, 1,6 миллиарда – на модернизацию школ, 1 миллиард – на развитие беспилотных авиационных систем, 800 миллионов рублей - социальные контракты, 700 миллионов – на совершенствование городской среды и 0,5 миллиарда – на модернизацию коммунальной инфраструктуры. Главная задача ко второму чтению найти внутренние возможности для выполнения условий софинансирования».
Особое внимание глава Минфина уделил реструктуризации бюджетных кредитов, отметив, что большая часть ресурсов высвобождается в 2024 году. «Источник финансирования этих проектов – решение о списании двух третей задолженности по бюджетным кредитам. Соответственно, на плече десяти лет списание для нашего региона должно произойти в объёме 20,2 миллиарда рублей, – отметил Виталий Голубенко. – В порядке отбора инфраструктурных проектов предполагается, что не менее 50% этих ресурсов должны направляться на модернизацию жилищно-коммунального комплекса, в том числе модернизацию лифтов и расселение из ветхого аварийного жилья».
Подробно проанализировав приоритетные расходы бюджета, Виталий Голубенко отметил переходящие задачи стоимостью в 5,7 млрд рублей, которые оказались нереализованными в текущем году.
Доходы областного бюджета в 2025 году прогнозируются в размере 301 млрд 364,2 млн рублей, расходы – 334 млрд 418,7 млн рублей, дефицит – 33 млрд 54,5 млн рублей.
Как и всегда на заседаниях бюджетного комитета, обсуждение представленной информации было активным.
Вопрос о возможностях продолжения программы обновления школьных окон и кровель задал зампред комитета Дмитрий Франчук. «Планировалось, что после того, как мы отрегулируем наши обязательства по софинансированию из Федерации, найти дополнительные деньги. Между первым и вторым чтением будем оценивать наши возможности по продолжению этих мероприятий», – ответил Виталий Голубенко.
«Какая сумма нужна, чтобы закрыть программу обновления школьных окон и кровель?» – продолжил тему депутат Сергей Гайдук. «По предварительной оценке Минобра, названа цифра в два миллиарда рублей», – отреагировал глава Минфина.
«Напомню, эта программа, которая начиналась с окон, потом перешла на кровли, сейчас включает уже внутренние инженерные коммуникации. Это больше двух миллиардов рублей, еще и фасады надо включать», – расшифровал сумму затрат первый заместитель Председателя Правительства Владимир Знатков.
«Одна из задач, которая была озвучена, – это обеспечить нужды в рамках проведения специальной военной операции. Сколько на это заложено?» – задал вопрос депутат Николай Машкарин. – «Десять миллиардов рублей», – ответил Виталий Голубенко.
Сумма внутреннего госдолга в 2024 и 2025 годах озаботила заместителя председателя комитета Валерия Червова: «И какова стоимость обслуживания внутреннего долга по годам?»
«В 2024 году – порядка 6-7 млрд рублей, сумма внутреннего долга 95 млрд. На следующий год - 122 млрд рублей, а стоимость обслуживания прогнозно на уровне ключевой ставки, порядка 11 млрд рублей. Больше половины – это федеральные бюджетные кредиты. А причины роста внутреннего государственного долга – суммы на выполнение переходящих из года в год задач, расходы, связанные с капстроительством, бюджетом развития», – отчитался Виталий Голубенко.
Вице-спикер Заксобрания Ирина Диденко обратила внимание на ряд направлений, для которых финансирование предусмотрено в действующем законе о бюджете: «Однако, в проекте бюджета не заложено средств на следующий год, например, на берегоукрепление в Ордынском районе…Вопрос стоит остро не только в Ордынском районе, но и в Бердске. Мы теряем два-три метра суши в год, имеет смысл системно посмотреть на ситуацию», – предложила вице-спикер.
Заместитель председателя комитета Сергей Кальченко поинтересовался судьбой объектов в связи с корректировкой сроков по федеральному проекту «Чистая вода». «Работы в Коченево, надеемся, в этом году будут закончены, – сообщил и.о министра ЖКХ и энергетики региона Евгений Назаров. – Что касается неотработанных авансов, то по Коченево это 121 млн рублей, по Татарску – 199 млн рублей и по Ордынскому району – 114 млн. Объекты в Татарске и Ордынском районе, к сожалению, в этом году не будут закончены. Предстоит расторжение контрактов, судебное решение и новые торги. Соответственно, уже новый подрядчик завершит это строительство. Ориентируемся на 2025 год».
«Аварийная ситуация в ЖКХ не только по городу Новосибирску, но и в целом по Новосибирской области», – продолжил актуальную тему председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Фёдор Николаев. Депутат напомнил о рекомендациях публичных слушаний и о решении выделить на объекты ЖКХ более 2 млрд рублей при реструктуризации бюджетных кредитов и о звучащих в депутатских кругах опасениях по поводу ПСД на объекты: «Мы проанализировали всю ситуацию. Заканчиваем переходящие объекты, сформировали перечень из 36 основных объектов по водоснабжению – из расчета – проектно-сметная документация и строительно-монтажные работы, с оплатой на 2026 год, – пояснил Евгений Назаров. – Если смотреть по структуре этих объектов, это в основном наказы депутатов, обращения жителей – скважины и водоподготовка».
«Мы приступили к рассмотрению основного финансового документа – бюджета Новосибирской области, по которому мы будем жить 2025-й и последующие два года, – завершил обсуждение Председатель Законодательного Собрания Андрей Шимкив. – Я прошу вас реально подходить к ситуации. Есть тревожные моменты - падает налог на прибыль, понятно, что никто под 25% кредиты брать не будет. И есть моменты главные... Сегодня уже задавали вопрос по поддержке участников специальной военной операции и членов их семей – цифры видели, какие в бюджете. Надо сегодня реально понимать, что, по сути, это бюджет «Все для Победы». Может, громко сказано, но, Победа куется, в том числе, в тылу. Поэтому от правильной расстановки приоритетов, от эффективного расходования средств очень многое зависит. Прошу вас профессионально, как всегда, подойти к рассмотрению бюджета. Мы ещё по наказам пройдём, по всем принципиальным статьям бюджета. К сожалению, мы не видим строчек на новые объекты – будем достраивать уже начатое – школы, больницы…Ещё и на достройку надо будет много средств. Готовимся ко второму чтению. В этом году по просьбе депутатов мы сделали так, что между первым и вторым чтением у нас две недели. Время есть. Прошу всех исходить из реалий сегодняшнего дня», – призвал парламентариев Андрей Шимкив.
Комитет принял решение вынести проект закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов» на рассмотрение ближайшей сессии Законодательного Собрания, которая состоится 21 ноября.