В сложившейся Российской системе образования есть два сектора – основное и, так называемое, дополнительного образование. Система дополнительного образования предлагает самые разнообразные виды занятий для всех возрастных категорий нашего общества. Нас сегодня интересуют дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Как правильно выбрать дополнительное занятие для малыша? С какого возраста начинать учить английский, заниматься музыкой, тренироваться в спортивной секции, чтобы от занятий была польза, а не вред – корреспондент «АиФ – Новосибирск» беседует с кандидатом психологических наук, профессором кафедры психологии и педагогики ИЕСЭН НГПУ Татьяной Чепель.
«Не отстать от других…»
Почему сегодня родители считают своим долгом максимально занять досуг ребёнка с первых лет его жизни, даже с пелёнок, занятиями в системе дополнительного образования и, зачастую, не считаются с желаниями ребёнка, а его сопротивление считают ленью, капризами и непослушанием?
- Желание родителей включить своего ребенка в те или иные формы дополнительного образование естественно, поскольку это должно именно «дополнить» жизнь ребенка интересными и полезными занятиями, которых не обеспечивает основное образование. Хорошие родители во все времена стремились найти спортивную секцию, музыкальную школу, кружок авиамоделирования или вокала для того, чтобы их дитя могло развиваться и приобретать особые навыки, новых друзей, авторитетных взрослых и, наконец, чтобы ребенок просто имел хорошо организованное свободное время.
Другой вопрос – всегда ли удавалось и удается родителям подобрать именно то занятие, которое отвечало способностям и потребностям ребенка – тут уж все зависит от многих факторов. Но родительская интуиция и внимание к интересам ребенка помогало и помогает мамам и папам быть чуткими и гибкими в отношении своего ребенка и находить верные решения.
Если же родители упорствуют в своих требованиях к ребенку заниматься тем, что нравится им, а не ему, если они «не сдаются», несмотря на протесты ребенка - то все их благие пожелания относительно его творческого или иного развития оборачиваются детскими слезами, болезнями, неуспехами, ложью и даже ненавистью к тому занятию, которое должно, по мнению родителей, быть так полезно для ребенка.
Вопрос меры – количества кружков и секций, в которые отправляют ребенка - тоже чрезвычайно важен. Далеко не всегда больше – это лучше. Главный совет: быть внимательным и чутким родителем и уметь выбирать вместе с ребенком, а не для ребенка.
Что движет такими «гиперактивными» родителями - амбиции, стремление следовать моде, тревога за будущее ребёнка ( «скорее, не отстать бы от других»), тщеславие ?
- Да, стоит признать, что сегодня многим родителям свойственно «набирать очки» в организации дополнительного образования для детей. Некоторые мамы и папы напоминают таксистов, которые целыми днями развозят детей по кружкам и секциям, часами ожидая, пока ребенок закончит свою тренировку или занятие, тратят много сил на обеспечение дитяти всеми необходимыми и порой дорогостоящими инструментами, оборудованием, формой. И естественно, такие родители ожидают непременной благодарности от ребенка и его выдающихся успехов – в качестве вознаграждения за свои усилия и жертвы. Во многих случаях такие «инвестиции» в ребенка не просто не оправдываются, но и вызывают у детей открытый или скрытый протест, снижение их собственной активности, утрату всяких интересов.
Что движет такими супер-включенными родителями - это отдельный и непростой разговор. Но стоит признать, что чрезвычайно раннее начало включения ребенка в систему дополнительного образования и значительное увеличение количества развивающих занятий – весьма распространенная особенность родительского поведения нашего времени. Иностранный язык, карате, рисование, ментальная арифметика, танцы – вот примерный «джентльменский набор» занятий девочки или мальчика уже с полутора-двух лет.
Как показывает практика, позитивных результатов такие родительские инновации в области воспитания маленьких детей почти никогда не дают, за исключением редких случаев.
Как отразится на ребёнке такая позиция родителей?
- Отрицательных последствий ранней загрузки (или даже перегрузки) детей разнообразными и многочисленными занятиями может быть много, и количество таких негативных влияний на ребенка и его родителей увеличивается в тех случаях, когда в отношениях между мамами, папами и детьми нарастает суетливость, нервозность, эмоциональная возбудимость, требовательность, неудовлетворенность. Ведь взрослым приходится преодолевать сопротивление или капризы ребенка, справляться с дефицитом времени, с ощущением «упущенных возможностей развития», со страхом потерять будущую конкурентоспособность ребенка, с неизбежной усталостью и чувством снижения качества собственной жизни (каждому ли подходит роль таксиста при собственном ребенке?).
Приходится наблюдать и негативное влияние большого количества развивающих занятий на самих детей. В таких обстоятельствах малыши лишены времени для спонтанной игры, которая оказывает неоценимое воздействие на их общее психическое развитие, в том числе и на интеллект, креативность, способность к самоорганизации, к продуктивным коммуникациям со сверстниками.
Дети могут утратить способность к самостоятельной активности, они привыкают, что все их время организуют взрослые, которые и определяют, чем и как именно можно и нужно заниматься, а потому они становятся беспомощными, несамостоятельными, неэнергичными, вялыми, «ничем не интересующимися» - по словам родителей с недоумением вопрошающих психолога о том, что происходит с их ребенком, о котором они так заботились.
Наконец, в ситуации предельной и ранней загрузки малыша развивающими занятиями родители с неизбежностью сокращают время совместного и радостного досуга с ребенком: совместных прогулок, игры, разговоров, просто «возни на полу» и спонтанной двигательной активности. И в результате сами взрослые становятся беспомощными родителями, оказавшись один на один с ребенком, когда он не посещает своих многочисленных «развивашек», например, на отдыхе или во время его болезни.
А между тем, как утверждают серьезные исследователи в области современной нейропсихологии, «мозг ребенка и его интеллект развиваются в теплых объятьях любящих взрослых».
Что должны сделать любящие родители, если видят, что ребенок не хочет заниматься тем, что они выбрали для него?
- Очевидно, что пользу развитию ребенка приносит только то, чем он занимается увлеченно, с удовольствием, с успехом, стараясь преодолеть все трудности и даже неизбежную рутину отработки необходимых навыков. Если нет радости и успехов, если приходится постоянно заставлять и принуждать, уговаривать и угрожать – занятия нужно приостановить или прекратить, пока они не нанесли непоправимый вред самооценке ребенка и его отношениям с родителями.
Не забывайте интересоваться и восхищаться не только победами и наградами вашего ребенка, а самим процессом его занятий - тем, как он общается с другими детьми, как реагирует на устанавливаемые руководителем правила и требования, как ощущает себя, как преодолевает сложности и чему больше всего радуется, какие ценности человеческих отношений осваивает. Хвалите ребенка, прежде всего за старательность, за самостоятельность, за умение учиться – учить себя новым навыкам, новым умениям, новым отношениям.
Досье
Татьяна Леонидовна Чепель
Кандидат психологических наук, доцент профессор кафедры психологии и педагогики ИЕСЭН НГПУ (избранный по конкурсу совместитель), Почетный работник системы высшего профессионального образования РФ, научный руководитель ГБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Новосибирской области, - «Областной центр диагностики и консультирования» (основное место работы), награждена грамотами Министерства образования РФ (2008г.), администрации Новосибирской области, губернатора Новосибирской области (2007), мэрии г. Новосибирска, НГПУ- за большой вклад в развитие системы образования, подготовку кадров педагогов и психологов, развитие региональной Службы практической системы образования, научный руководитель диссертационных исследований в аспирантуре НГПУ (защищено 5 диссертаций, подготовлено к защите – 2, обучаются в аспирантуре – 2 аспиранта; руководитель магистерских диссертаций по специальности «психология и педагогика инклюзивного образования».