Есть легенда, что у Ермака был заговорённый панцирь, который после его смерти достался одному из татарских правителей. Но что говорит официальная история насчёт личных вещей покорителя Сибири? Сохранилась ли хоть одна из них?
Известно, что Ермак утонул в Иртыше, когда его отряд ночью подвергся вероломному нападению воинов хана Кучума.
Чудесное исцеление
Как пишет летописец XVII века Семён Ремезов, тело утопленника спустя неделю выловил татарин Яныш. Хан Кучум собственной персоной приезжал посмотреть на поверженного врага. А потом татары шесть недель глумились над телом атамана и были поражены тем, что оно не разлагалось, а из нанесённых трупу ран текла алая кровь, как у живого человека.
Татарских воинов, участвовавших в глумлении, начали мучить ночные видения, страхи, кое-кто даже повредился в уме. Тогда Ермака решили похоронить с надлежащими почестями. Тело предали земле рядом с мусульманским кладбищем. (По одной версии, могила Ермака находится на территории современной Омской области, по другой – в окрестностях Усть-Каменогорска).
Вскоре среди татар распространились слухи, что на могиле казачьего атамана происходят странные вещи: то будто бы на ней вспыхивает таинственный свет, то возникает огненный столп в виде горящей свечи. Эти слухи дошли до остяцкого князя Аблая.
Однажды Аблай серьёзно заболел. Кто-то дал ему щепотку земли с могилы Ермака. Князь съел её и быстро выздоровел. Тогда-то Аблай решил, что если у него окажется легендарный панцирь Ермака, то это даст ему железное здоровье и непобедимость в боях. Князь стал настойчиво просить русских подарить ему панцирь. Но у русских его не было.
Во время сибирского похода Ермак носил два панциря. Один из них якобы был заговорённый и гарантировал обладателю неуязвимость от вражеского оружия. Когда тело Ермака выловили из Иртыша, один панцирь оставил себе татарин Кайдул. Его богатый земляк Байбагиш-тайша много раз уговаривал Кайдула продать панцирь, предлагая целое состояние – 50 верблюдов, 500 лошадей, 200 быков, 1000 овец и 10 семейств невольников. Но Кайдул отказывался. Умирая, он завещал своим детям беречь панцирь как зеницу ока.
Второй панцирь татары решили принести в жертву своим языческим богам. Поэтому в XVI веке его даже не пытались искать.
Подмена
В период присоединения Сибири к России Аблай, лояльно относившийся к Ивану Грозному, был весьма полезным союзником. Поэтому, когда по приказу Москвы в Сибири начались поиски личных вещей Ермака, местные власти разыскали детей Кайдула и предложили купить панцирь за 30 руб. Но сын Кайдула Мамет отказался. Тогда тобольский воевода приказал взять панцирь насильно. Панцирь отняли и передали Аблаю.
Но подарок недолго радовал остяцкого князя. Через некоторое время он встретился с Маметом Кайдуловым и показал ему своё сокровище. Мамет, взглянув на доспех, воскликнул, что это – вовсе не тот панцирь, который отобрал у него тобольский воевода. На этом месте следы панциря Ермака теряются.
Историки полагают, что кто-то из тогдашних тобольских чиновников подменил реликвию, присвоив панцирь себе. Семён Ремезов свидетельствует, что панцирю приписывали поистине магические свойства: «Чудотворение, болезненным исцеление, родильницам и младенцам отогнание недугов, на войне и на промыслах удача».
Никто из потомков Ивана Хилкова, тогдашнего тобольского воеводы, не сознался в присвоении артефакта. Ни археологи, ни музейные работники панцирь Ермака до сих пор не нашли.