Идолопоклонство было широко распространено среди самоедов. Так до начала ХХ века называли коренных жителей Сибири. Отчаянные археологи до сих пор ищут верховного идола – Золотую Бабу, рассчитывая когда-нибудь откопать гигантскую статую женщины из чистого золота.
…И никаких следов
Вряд ли наши современники что-нибудь найдут, так как Золотая Баба не давала покоя как настоящим исследователям, так и авантюристам начиная с XVI века.
Первыми европейцами, отправившимися на поиски Золотой Бабы, стали казачьи отряды Ермака, пересёкшие в 1582 году Каменный пояс (Урал). Это косвенно подтверждает сосланный в Сибирь писатель и историк XVII века Юрий Крижанич в своей «Рукописи о Сибири и её народах»: «Доплыв до Иртыша, Ермак Тимофеевич снарядил отряд из двадцати казаков, которым велел двигаться на северо-восток за «златым истуканом». Этот отряд так и не вернулся к своему атаману, который через три месяца, по рассказам местного населения, узнал, что его посланцы бесследно сгинули в Шаимских болотах».
Задолго до Ермака сибирский север посещали иностранные экспедиции, приходившие туда по Ледовитому океану. Рассказы о Золотой Бабе немало впечатляли путешественников. Вот как охарактеризовал традиции туземцев польский писатель Матвей Меховский в 1517 г.: «За вятской землёй находится большой идол Золотая Баба в виде старухи, которая при вопрошании её издает звуки и которой поклоняются окрестные народы, принося ей в жертву убиваемых ими зверей».
Чуть позже, между 1537 и 1544 годами, Золотую Бабу видел литовский картограф Антоний Вид. Он описывает идола в виде женщины с детьми: «…одним побольше, которого считают её сыном. И другим, младенцем, её внуком. Стояла она на берегу Оби и издавала звук вроде трубного, когда жрецы спрашивали её о будущем».
Однако никто, кроме Ермака, не дерзал добыть золотого истукана – с древних времен всё, что с ним связано, овеяно мистическим страхом. А после XVI века никаких упоминаний о ней уже нигде не встречается.
Сигналы из-под земли
Вновь вспомнили про Золотую Бабу советские исследователи-атеисты. Новосибирский историк Успенский выдвинул версию, что языческий золотой истукан перекочевал в Сибирь из Италии. Когда в 410 году н. э. на Рим напали племена варваров, они вынесли из разграбленного и сожжённого города золотую статую богини Юноны, с которой и вернулись на свою родину, к Северному Ледовитому океану. С тех времён античная статуя стала идолом северных народов.
Другие учёные полагают, что Золотая Баба – не что иное, как тот самый гигантский золотой языческий идол, который до Крещения Киевской Руси стоял на высоком берегу Днепра, а затем в X веке бесследно пропал. По одной из легенд, язычники, спасая свою святыню от Великого князя Владимира, повелевшего пустить золотого истукана на украшение строившихся храмов, сумели тайно переправить его за Урал и схоронить для будущих потомков.
В середине 80-х годов группа томских учёных-энтузиастов выезжала в те глухие северные места и провела исследования при помощи эхо- и биолокационной аппаратуры. В результате двухмесячной работы ими было установлено наличие некоего массивного объекта, покоящегося в болотах у слияния рек Обь и Полуй. Однако из-за отсутствия финансирования исследования были прекращены.
Новейшие исследователи полагают, что, возможно, никакой Золотой Бабы и не было. А самоеды поклонялись священным скалам. Эти скалы по сей день стоят на острове Вайгач на границе Баренцева и Карского морей (Ненецкий автономный округ). Одну из них местные называют Неве-хеге (мать истуканов), другую – Ню-хеге (сын-истукан).
Где прячется дьявол?
Что касается человекообразных иолов, то в Сибири их было едва ли не больше, чем на острове Пасхи. Только если полинезийцы делали своих истуканов из камня, благодаря чему они дожили до наших дней, то у сибиряков идолы были деревянными. Большинство их уничтожили миссионеры в XIX веке. Остались только свидетельства очевидцев.
Русский промышленник по фамилии Лошак, в XVI веке бывший проводником английской экспедиции к устью Оби, рассказывал об одном из маленьких островов близ Вайгача, где путешественники обнаружили целый пантеон идолов числом около 300: « У многих глаза и рот были вымазаны кровью. По всей территории капища валялись кости и шкуры». Экспедиция поспешила покинуть «гиблое место». Христиане боялись языческих предметов культа, поскольку считали, что в идолов входит дьявол.
Но это не останавливало некоторых русских купцов перед тем, чтобы привозить в Сибирь специально изготовленные золотые и серебряные украшения для идолов и продавать их местным жителям. Можно предположить, что Лошак, имя которого история не донесла, был именно из таких предпринимателей.
Древнейший и знаменитейший самоедский идол располагался на острове Вайгач, на большом утёсе, и назывался Уэсако (старик). Русские и иностранцы называли его Старик Обдорский. Он был деревянный и имел большой, обитый железом хобот. На голове стояли два маленьких рога, а глаза были из стекла. Вокруг Старика Обдорского стояли еще 420 деревянных и 20 каменных идолов. Все они были уничтожены миссионерами в 1827 году.
Средневековые норвежские саги упоминают верховных идолов Юмалу и Ортика. Первый, если саги переведены точно, находился в Приуралье, а второй – в низовьях Оби. Исходя из этого напрашивается вывод, что коренные сибиряки состоят в тесном родстве с викингами.