На новосибирских дорогах появляется всё больше таксистов-нарушителей. Недавно облпрокуратура провела проверку в одной из известных в мегаполисе служб такси. Как выяснилось, нередко водители работают без путевых листов, другие – без детских кресел в авто, третьи – и вовсе без прав и разрешения на перевозку пассажиров. Быть может, это остановит новый закон, который вот-вот должен вступить в силу?
Лихая поездка
С проблемой неквалифицированных новосибирских таксистов столкнулась наша читательница Анна Большова.
«Недавно опаздывала на работу и вызвала такси, – рассказывает девушка. – Не уверена, что водитель вообще был в адекватном состоянии. Когда горел зелёный свет, он стоял, зато на красный мчался со скоростью 80 км/ч. Дорожные знаки игнорировал. А потом и вовсе поехал в противоположную сторону от нужного мне адреса. Мне действительно стало страшно за свою жизнь».
Как оказалось, даже принадлежность водителя к той или иной службе такси – не гарантия безопасности. В марте прокуратура, проверив одну из городских компаний, установила, что организация передавала заказы водителям, у которых нет лицензии на перевозку пассажиров и багажа. Кроме того, нашли и другие нарушения: у водителей не было путевого листа, они не проходили предрейсовые медосмотры, не выдавали пассажирам чеки и не имели опознавательные световые короба оранжевого цвета на крышах машин. Но и это не самое страшное. Шокирует другое: как рассказали в пресс-службе региональной прокуратуры, сотрудники службы такси даже не спрашивали у водителей основополагающие документы при приёме на работу – права и техосмотр.
Безопасностью в той или иной степени пренебрегают и другие городские сервисы заказа такси. Недавно депутаты Заксобрания в очередной раз вышли в рейд в рамках проекта «Народный контроль». Из пяти водителей разных таксопарков никто не довёз пассажира по всем правилам. Эксперимент показал: разрешение на осуществление деятельности, выдаваемое минтрансом, оказалось только у двух таксистов, а путевые листы, в которых должна содержаться информация о предрейсовых медосмотрах водителя и техосмотрах авто, не смог предоставить ни один из них. К чему может привести такое халатное отношение к профессиональным обязанностям, догадаться не сложно.
Так проще
Садясь в такси, люди должны быть уверены в своей безопасности во время поездки. По закону в автомобиле должна быть карточка водителя с ФИО, номером телефона и водительского удостоверения таксиста, телефон компании, предоставляющей машину, подробная информация о тарифах, детское кресло, таксометр и телефоны, по которым можно обратиться в случае предоставления некачественных услуг. Также стоит обратить внимание на то, что человек может работать в такси лишь тогда, когда имеет водительский стаж более трёх лет.
Наличие всех документов и оснащения автомобилей такси регулярно проверяется сотрудниками региональной ГИБДД. Такие рейды проходят каждую неделю.
По словам самих водителей такси, все эти правила – чистая формальность, без которой вполне можно обойтись.
«Я уверенно чувствую себя на дороге, 12 лет за рулем, – рассказывает таксист Олег Меньшов. – С каждым годом поездки обходятся пассажирам всё дешевле и дешевле: служб такси стало много, конкуренция растёт. Зарплаты, соответственно, становятся ниже. И в такой ситуации не хочется тратить деньги на оформление документов «для галочки». Лицензия на перевозку пассажиров в Новосибирской области стоит порядка 4000 рублей, детское кресло – около 2000. Только на это мне нужно работать неделю».
На сегодня в Новосибирской области выдано порядка 3,5 тыс. разрешений на деятельность, связанную с перевозкой пассажиров. Хотя, по имеющимся данным, в этой сфере заняты 50–60 тысяч человек.
Есть обязательства
Адвокат Новосибирской областной коллегии адвокатов Ольга Картушина:
– С 1 сентября 2011 года любая таксомоторная компания или частный предприниматель-таксист на территории России обязаны иметь разрешение на перевозку пассажиров и багажа. При этом лицензия действительна только на территории того региона, в котором была получена (исключение составляют случаи, когда между субъектами РФ заключено соответствующее соглашение). Такой документ должен находиться в салоне автомобиля. Водитель обязан предъявлять его по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Отсутствие такого разрешения наказывается штрафом в размере 5000 рублей. Кроме того, таксисту грозит штраф 1000 рублей, если в салоне автомобиля не указаны данные о водителе и компании, оказывающей услуги по перевозке пассажиров. За отсутствие на машине цветографической схемы легкового такси или опознавательного фонаря на крыше водитель будет оштрафован на 3000 рублей. А за незаконную установку «шашечек» и оранжевых световых коробов последуют более жёсткие санкции: помимо штрафа, таксисту грозит лишение регистрационных знаков до устранения нарушения.
Образцовый таксист
У водителя должны быть в наличии следующие документы:
■ водительское удостоверение с открытой категорией В;
■ специальное разрешение на перевозку пассажиров и багажа;
■ путевой лист, содержащий информацию о предрейсовых медицинских осмотрах, регистрационных знаках и марке машины, ФИО, о точном времени выхода в рейс, деньгах, полученных таксистом, и времени, потраченном на поездку. Действительным считается путевой лист для такси, где проставлена печать, персональный номер и дата выдачи путёвки. Если таких данных в документе нет, водителю выпишут штраф;
■ действующая медицинская справка.