Заводы, возведенные комсомольцами первых советских пятилеток, до сих пор работают, электростанции дают электричество, по железным дорогам ходят поезда.
Мост через века
В Новосибирске комсомольцы построили второй железнодорожный мост, завод «Сибсельмаш» и многие другие крупные объекты.
В Сибири в начале 30-х годов прошлого века началось быстрое освоение Кузнецкого угольного бассейна. Весь Кузбасс превратился в ударную стройку. Чтобы обеспечить работу Урало-Кузбасского комбината, а заодно и разгрузить главную дорогу страны – Транссиб, необходима была новая железнодорожная линия Новосибирск – Ленинск протяженностью 300 км, а следовательно, и второй железнодорожный мост через Обь. Строительство моста началось в декабре 1930 года.
«Работали в 30–40-градусный мороз в три смены, круглосуточно, – пишет редактор сайта «Библиотека сибирского краеведения», автор многих статей об истории Новосибирска Людмила Кузменкина. – До ледохода предстояло собрать и опустить на дно реки восемь кессонов, а затем возвести на них опоры. На стройке катастрофически не хватало спецодежды, материалов да и рабочих рук».
Новосибирский горком комсомола объявил всю городскую организацию мобилизованной на строительство моста. Секретарь комитета комсомола стройки Родион Роганов вспоминал этапы строительства: «Была одна опора, которая считалась самым «узким местом»: кессон нужно опустить на глубину тринадцать метров. Много времени пришлось потратить на подготовительные работы – медленно продвигалось дело с забивкой шпунта. Миновал месяц. Опора росла какими-то робкими темпами. И тогда комсомол взял шефство над этой опорой, назвав ее «комсомольской».
Надвигался ледоход, но кессон еще не был опущен. На льду появились трещины. Комсомольцы соорудили временный настил, пробирались к месту работ с шестами. Вода поднималась до 20 см в сутки. Трудиться приходилось по колено в воде. 15 апреля лед еще не тронулся, но это должно было вот-вот произойти. Работы шли и ночью при свете факелов. Рискуя жизнью, комсомольцы, окруженные водой и ломающимся льдом, все-таки опустили кессон за два часа до начала ледохода.
17 октября 1931 года по новому железнодорожному мосту через Обь проехал первый поезд. С тех пор это инженерное сооружение носит имя Коммунистического Интернационала молодежи.
Штурмовые дни и ночи
Хранитель фондов музея Центра истории развития Ленинского района Новосибирска Лидия Нежинская показывает экспонаты, рассказывающие о другой комсомольской стройке – возведении завода «Сибкомбайн» (он же – «Сибтекстильмашстрой», «Сибсельмаш», комбинат №179).
Стройка крупного завода началась в декабре 1929 года. Он должен был выпускать 100 тыс. единиц сельхозтехники в год. По тем временам это была задача, неподъемная даже для промышленных гигантов таких индустриально развитых стран, как Англия и Америка. Советское правительство намеревалось таким образом показать всему миру экономическую мощь молодого социалистического государства.
Площадка, выбранная для строительства, была на болоте, за осушение которого взялись в 30-градусные морозы. Для этого в Новосибирске организовали общегородской субботник. Первыми на работу с тесаками и топорами прибыли курсанты местной военной школы. Крестьяне также приняли весьма активное участие – они занимались подвозом материалов, леса и кирпича. Весной 1930 года из разных уголков Сибири на эту стройку привезли больше тысячи работников.
В докладе Валериану Куйбышеву, вместе с информацией о ходе строительства, начальник стройки Александр Морин докладывал о слабой квалификации кадров, плохой механизации стройплощадки. Морин отмечал, что проектную документацию институты Москвы и Ленинграда поставляют несвоевременно, и она имеет низкое качество. В том числе и по этой причине строительство шло с большим отставанием от графика. Чтобы наверстать упущенное, в октябре 1930 года на заводе объявили месячник штурма, дабы к 7 ноября отчитаться о выполнении плана на 101%. К осени 1931 года «Сибсельмаш» выпустил первый комбайн.
Екатерина Варгасова