Как разговаривать с детьми о трагедиях?
22 марта в Подмосковье произошел теракт, в результате которого, по последним данным, погибло 137 человек. Страшное событие потрясло всю страну. Большинство до сих пор не могут справиться с тревогой и страхом, даже самые стойкие. Как в таких условиях рассказать детям о трагедии, чтобы не навредить ему еще больше? На этот вопрос изданию nsk.aif.ru ответила психолог и гештальт-терапевт Марина Ананьева.
Важно не молчать
Психолог считает, что держать ребенка в неведении – не самая подходящая идея, так как ребенок, который постоянно находится в обществе (старшие группы детского сада, школы), в любом случае узнает о происходящем. Однако в таком случае он подумает, почему дома ему об этом не сказали. Более того, он начнет фантазировать и додумывать это со слов других детей.
Марина Ананьева объяснила, что если подобные тяжелые события не обсуждаются дома, то для него фразы по типу «Тебе об этом знать не нужно» переходят в «Я не готов(-а) встречаться с твоими чувствами».
«Ему для этого нужны взрослые, которые как-то по-своему справляются с произошедшим. «Справляются» – это не значит, что застывают, замораживаются и делают вид, что чувств нет, а те, которые проживают возникающие чувства, но духом не разваливаются», - отмечает психолог.
Как правильно говорить о трагедии с ребенком?
С ребенком важно разговаривать о тяжелых ситуациях, но так, чтобы он не испугался еще больше, советует Марина Ананьева. Специалист также посоветовала родителям объяснить ограничения, которые возникли после трагедии.
Она утверждает, что в подобных ситуациях нужно говорить честно, не пытаясь приукрасить или приуменьшить страшные события.
«Это не значит говорить о трагедии хладнокровно и без эмоций. Это значит владеть собой и оставаться в реальности, какой неприятной она бы не была», - уточнила психолог.
Собеседница добавила, что в школах могут распространяться фото и видео с теракта в «Крокусе», порой самые жестокие кадры. В таком случае спросить у ребенка, с какой целью он это смотрит, и зачем одноклассники показывают это друг другу. Например, она предлагает объяснить, что следователь, например, смотрит подобное для получения информации, а кто-то пытается найти знакомых или родственников.
«Нужно обсудить с ребенком болезненный интерес к сценам насилия и страха, так как это может нанести травму свидетеля», - заключила психолог Марина Ананьева.