В декабре минувшего года депутаты Госдумы предложили вновь разрешить продажу пива во время футбольных матчей. В первом чтении этот законопроект уже одобрен.
Причём «за» проголосовали 296 депутатов, а «против» – всего 61 депутат.
Обратная сторона
Продажа пива была запрещена на российских стадионах в 2005 году. Однако у благой, на первый взгляд, инициативы оказалась и обратная сторона. Пивоваренные компании, которые являются инвесторами футбола во всём мире, перестали спонсировать Россию.
«Между «любить футбол» и пить пиво на стадионе нельзя поставить знак равенства. Хотя иногда, конечно, хочется немного расслабиться прямо во время матча, наблюдая за игрой любимой футбольной команды», – говорит болельщик Андрей Дегтярев. Видимо, для тех, кто желает получить двойное удовольствие от просмотра игры на стадионе, депутаты и решили отменить прежний запрет.
Весной 2020 года пройдёт второе чтение этого законопроекта. Парламентарии уже внесли некоторые поправки, в том числе ограничение по крепости пивных напитков, которые можно продавать на стадионах. Предлагается ограничить крепость содержанием этилового спирта более 5 процентов. Таким образом, крепкое пиво на стадионах продавать не будут.
«Проект федерального закона подготовлен с учётом имеющихся потребностей физкультурно-спортивных организаций в дополнительных источниках финансирования и предусматривает создание условий для направления части бюджетов пивоваренных компаний на поддержку и развитие спорта», – отмечают депутаты.
Авторы законодательной инициативы признаются, что идея вернуть пиво на футбольные стадионы основана на опыте проведения в России чемпионата мира по футболу, который прошёл в 2018 году. Кроме того, они делают акцент на то, что пиво «разрешено на футбольных матчах практически во всех европейских странах».
Само послабление с продажей пива на стадионах Казани во время ЧМ-2018 связано было с непреклонной позицией ФИФА. Тогда на период игр было введено восемь запретных зон для продажи алкоголя, но на стадионе и в фан-зоне пиво было доступно.
Как отмечают болельщики, такое разрешение добавило некоего драйва. Но при этом всё прошло достаточно культурно.
А если без пива?
В 2014 году вернуть пиво на стадионы страны предлагало Министерство экономического развития РФ. Тогда это осталось без внимания. Сейчас против возврата пива на стадионы выступают Минздрав России и Роспотребнадзор. «Мы не поддерживаем эту инициативу, так как она недостаточно обоснована, а успешный чемпионат мира по футболу-2018 не показатель», – заявили в Минздраве РФ.
В Министерстве здравоохранения привели положительную статистику по алкоголизму в нашей стране. Так, за последние пять лет заболеваемость алкогольными психозами снизилась с 80,35 до 40,6 на 100 тыс. населения. Более чем на 20% сократились зарегистрированные розничные продажи алкогольной продукции в России. Наркологи опасаются, что послабления в отношении торговли пивом могут перечеркнуть достигнутые успехи и снова ввергнуть российских граждан в пучину повального пьянства.
Отрицательно к идее возврата алкоголя на стадионы страны отнеслась и вице-премьер РФ по вопросам социальной политики Татьяна Голикова.
«Знаю, насколько дорого стоит вклад в здоровье конкретного гражданина и как трудно преодолеть привычки», – резюмировала Голикова. Она считает неправильным отказываться от достижений в деле борьбы с употреблением алкоголя. Ведь России удалось достичь хорошего эффекта в этом вопросе.
Новосибирское спортивное и околоспортивное сообщество тоже активно обсуждает тему по возвращению продажи пива на стадионах.
«Новый законопроект – это происки «пивного лобби». Понятно, что в этом бизнесе крутятся большие деньги, поэтому заинтересованные люди пытаются обосновать мнение, что пиво якобы не является алкоголем! Остаётся надеяться, что перспектив у данного законопроекта мало. Возможно, президент России, который так активно пропагандирует здоровый образ жизни, скажет своё веское слово», – заявила мама юного футболиста из Новосибирска Марина Коваленко.
Новосибирец Игорь Кувалдин поделился впечатлениями от присутствия на хоккейном матче в другом городе. По его словам, там пиво на ледовом стадионе уже продают, но с напитками на трибуны – нельзя. Это существенно ограничивает количество выпитого.
«Возможно, при хорошей организации, если за поведением болельщиков будут тщательно следить контролёры-распорядители, полиция и системы видеонаблюдения, то продажа алкоголя на стадионах не приведёт к негативным последствиям. И зрители смогут не беспокоиться о своей безопасности», – поделилась фанатка ФК «Новосибирск» Анастасия Изместьева.
В советское время прибыль от алкогольной продукции тоже составляла существенную часть госбюджета. Однако утверждения медиков, что алкоголь и спорт несовместимы, были поддержаны руководством страны. «Сейчас – дело другое. Во главу угла поставлен принцип – прибыль любой ценой. Я не удивлюсь, если завтра появятся эксперты, доказывающие, что не только пиво, но и водка будут способствовать развитию российского спорта и улучшению здоровья нации», – высказалась ветеран спорта, сибирячка Инна Попова.
Мнение эксперта
Тренер академии ФК «Новосибирск» Денис Куфин:
– В продаже пива на стадионах не вижу ничего криминального. Следует понимать, что если человек хочет посмотреть футбольный матч навеселе, он обязательно найдёт для этого возможность: пронесёт с собой или выпьет ещё на подходе к стадиону. Считаю, что официальная продажа пива на стадионах не сделает хуже, а, наоборот, привнесёт некий элемент организованности в проведение футбольных мероприятий, откроет новую нишу для предпринимателей и поможет футбольным клубам найти новых спонсоров и партнёров. В перспективе это может расширить сеть контактов.
Отличная инициатива – направить вырученные средства на развитие детско-юношеского футбола. Правильно и справедливо – если это удастся реализовать.
Мнение власти
Депутат Государственной думы Дмитрий Александрович Свищев:
– В пояснительной записке к законопроекту мы прописали, что устанавливается возможность реализации и употребления пива, пивных напитков в стенах стадионов исключительно во время проведения футбольных матчей в рамках официальных спортивных соревнований. Безусловно, во время проведения детско-юношеских спортивных мероприятий реализация и употребление пива, пивных напитков запрещены. Инициативу с рядом оговорок поддержало руководство ведущих российских футбольных клубов, в частности, «Спартака», «Локомотива», «Зенита». Ко второму чтению будут внесены поправки, распространяющие такое разрешение на продажу пива на все другие виды спорта, но опять же, кроме детско-юношеских соревнований.
Мнение эксперта
Футбольный болельщик Андрей Окунев:
– Помню те времена, когда ещё подростком вместе со старшим братом посещал футбольные матчи. И тогда практически у каждого мужчины в руках была бутылка пива. Сколько они успевали выпить за матч, не знаю, но было неприятно смотреть на их вульгарное поведение на трибунах. Причём пьяные любители спорта высказывались нецензурно в адрес не только игроков, но и других болельщиков, которые делали им замечания.
Запрет на продажу пивных напитков на стадионах, действовавший в течение последних 15 лет, всё-таки сыграл свою роль. Болельщики стали более воспитанными. Да и, вообще, гораздо комфортнее смотреть матч, когда на стадионе рядом с тобой сидят нормальные, адекватные зрители. А теперь что получается? С принятием нового закона всё вернётся на круги своя! Пьяные, орущие и творящие что угодно болельщики – настоящее зло для спорта!
К чему придёт наше общество? К тому, от чего так старательно все эти годы уходили. А если потом другие производители алкоголя изъявят желание инвестировать в спорт, значит, и их продукцию с более высоким градусом крепости разрешат продавать на стадионах?
Депутаты приводят пример чемпионата мира по футболу-2018. Только они не уточняют, что на матчи цены на билеты были высокие и кто угодно туда попасть не мог.
Вообще это похоже на диверсию. Видят, что подрастает трезвое поколение, так и его надо угробить. Начнут с пивка, а потом что и покрепче подтянется. Пиво – тоже алкоголь. Алкоголь и спорт несовместимы. Нельзя разрешать на стадионах пить и продавать пиво.
Справка
По данным фонда «Общественное мнение», большинство россиян, а это 75% опрошенных, выступают против возвращения продажи пива на футбольные стадионы, опасаясь драк и дебошей.
Согласно исследованию ФОМ, лишь 13% высказались положительно об этой идее, 12% затруднились ответить. При этом подавляющим большинством тех, кто выступает против такой инициативы, оказались женщины (82%), 66% мужчин – тоже против.
Опрос проходил в 104 населённых пунктах 53 субъектов РФ при участии 1500 респондентов.