В Новосибирске увеличилась смертность от самоубийств. Почему те, у кого, казалось бы, всё впереди, добровольно уходят из жизни?

«Нездоровая» волна
В одной из школ Новосибирска произошла трагедия: старшеклассница покончила с собой. Она училась в десятом классе и, по словам одноклассников, была довольно общительным и позитивным человеком – ничто не говорило окружающим о предстоящей беде.
Ещё один леденящий кровь случай произошёл в Кировском районе города. Несовершеннолетний молодой человек убил свою бабушку, нанеся ей больше 20 ножевых ранений, а через несколько часов совершил попытку суицида. Парня спасли прохожие.
Такое бывает, наверное, в каждом городе. За последний месяц подобные трагедии с участием несовершеннолетних произошли в Москве, Тольятти, Ижевске, Покровске… Ситуацию усугубляет то, что некоторые подростки считают суицидальное поведение нормой. Более того, они вступают в сомнительные группы в социальных сетях, публикуют на своих страничках песни, картинки и тексты о самоубийстве и общаются на ту же тему.
«Когда-нибудь меня не станет», – написала на своей страничке в социальной сети 17-летняя школьница из Новосибирска. Пост собрал более 50 лайков, преимущественно – от ровесников девочки. И подобные сообщения, словно вирус, передаются многим несовершеннолетним пользователям. Психологи связывают это с особенностями подросткового периода.
«Подростковый возраст – кризисный: человек уже не ребёнок, но ещё не взрослый, – говорит детский и семейный психолог детского нейропсихологического центра Екатерина Рахметова. – Чувство взрослости есть, а реальных прав и свобод пока немного, да и жизненных умений тоже. Стоит прибавить к этому эмансипацию от родителей, которая очень часто происходит с болезненными переживаниями: «мои родители не только не всемогущи, но и ничего не знают и не понимают». Ведущей (смыслообразующей) областью жизни становится интимно-личностное общение со сверстниками. Таким образом, непринятие в желаемой компании подростков может вызвать серьёзные переживания, вокруг которых будет строиться вся жизнь подростка. Или его смерть, если решение этой проблемы для него кажется недоступным».
«Положись на меня»
У родителей возникает логичный вопрос: как защитить своего ребёнка от негативных мыслей? Психолог Екатерина Рахметова поделилась несколькими полезными советами.
«Первое, что нужно сделать, – это информировать ребёнка о различных способах решения проблем (они же копинг-стратегии), – рассказывает специалист. – Это могут быть уроки психологии в школе, психологические тренинги, индивидуальные консультации или чтение литературы на эту тему. Второе обязательное правило – необходимо развивать эмоциональный интеллект несовершеннолетнего. Эта задаче шире и глубже предыдущей. Большинство ребят на вопрос «Что вы чувствуете?» отвечают: «Мне плохо» или «Мне нормально». Это оценочное суждение, за которым стоит какое-то чувство или эмоция. Пока эта эмоция не будет названа и признана, невозможно двигаться дальше и менять кризисное состояние. Иной раз, чтобы перестало быть «плохо», достаточно признать, например, свою обиду на друга и дать себе возможность отреагировать на неё (побить подушку, покричать или разработать схему разговора с другом, чтобы предъявить ему свое недовольство). Умение ориентироваться в своих чувствах и эмоциях не допускает возникновения депрессивных мыслей».
По словам психолога, также крайне важно гармонизировать отношения в семье. Домашний микроклимат должен вселять в ребёнка или подростка уверенность: если он обратится к родителям за помощью, то обязательно её получит. Только это не должны быть нравоучения вроде пресловутого «Я же тебе говорил/а». Взрослым нужно оказывать поддержку ребёнку именно в том виде, в котором она ему нужна: где-то выслушать, где-то забрать с поздней прогулки, где-то отвести к специалисту, чтобы исключить медицинские причины возникновения депрессии.
Быть услышанными и понятыми
Уполномоченный по правам ребёнка в Новосибирской области Надежда Болтенко:
– Для несовершеннолетних важно быть услышанными и понятыми своими родителями, чтобы взрослые воспринимали потребности в самореализации детей всерьёз и поддерживали их. Тогда у ребёнка формируется позитивный жизнеутверждающий настрой и все стрессы он переносит легко. Министерство образования и науки Российской Федерации и ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» разработали методические рекомендации по проведению профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению. В них освещены признаки суицидального поведения несовершеннолетних и его профилактика.
В Новосибирской области существует проект комплексного плана по профилактике суицидального поведения и охране психического здоровья детей.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть