Советский конструктор итальянского происхождения – прототип булгаковского Воланда с чёрными бровями, итальянским акцентом и лихо заломленным на ухо серым беретом – несколько лет жил и работал в Омске и Новосибирске.
Так был ли «невидимка»?
Писатель Михаил Булгаков и авиаконструктор Роберто Бартини были знакомы и даже дружили. В своём романе «Мастер и Маргарита» Булгаков не только наделил Воланда чертами Бартини, но и описал его конструкторские проекты.
Его называли вторым Теслой и русским Леонардо, гением предвидения и визитёром из пятого измерения. Его идеи настолько опередили время, что только сейчас становится очевидной вся мощь его гения.
«Леонардо недовинченный!» – возмущались оппоненты по поводу его теории о шестимерном пространстве. А он был как раз довинченный…» – читаем в книге сибирского писателя и краеведа Вадима Михановского «Сибирские этюды».
В Россию и в авиацию Роберто влюбился в 1912 году, когда, будучи гимназистом, увидел демонстрационные полёты русского авиатора Харитона Славороссова.
В 1921 году молодой Бартини вступил в компартию Италии. А в 1922 году в Италии случился фашистский переворот. Оставаться в родной стране «красному барону» было опасно. Агенты Коминтерна переправили его в СССР. Там он стал главным авиаконструктором СНИИ СССР Робертом Людвиговичем Бартини.
Современные исследователи научного наследия Роберто Бартини нашли свидетельства о том, что в 1935 году на одном из военных аэродромов был испытан самолёт-невидимка. Об этом испытании стало известно только спустя два десятилетия, и то случайно.
По словам очевидцев, после того как заработал мотор, самолёт задрожал и... исчез, как будто расплылся по взлётной полосе.
После этого был слышен только звук взлетающей и удаляющейся машины, который становился всё тише, потом исчез, потом стал нарастать снова. Невидимый самолёт подлетел к аэродрому, совершил посадку, выключил двигатель и после этого «проявился» – снова возник из пустоты.
Экранопланы Бартини
14 февраля 1938 года Роберта Бартини арестовали. Талантливый конструктор оказался в тюремном ЦКБ-29, где вместе с ним работали Туполев, Мясищев, Тумашевич. В начале войны ЦКБ-29 эвакуировали в Омск. Перед отъездом Бартини доставили для допроса к Берии. Итальянец, естественно, заявил, что он ни в чём не виновен. На что Берия ответил: «Может быть. Но ты же коммунист и должен понимать, что скажут наши враги, если мы тебя отпустим. Нет, Бартини! Ты сначала сделай свою машину, и тогда мы тебя отпустим как искупившего вину. Да ещё и орденом наградим».
В войну он разрабатывал дальний бомбардировщик ДБ-240 на основе созданного в 1935 году «Сталь-7», трудился над проектом околозвукового истребителя «Р», который представлял собой летающее крыло. Это была первая в мире попытка полного газодинамического единства крыла и силовой установки.
В 42-м гениальный конструктор спроектировал истребитель-перехватчик с расчётной скоростью, равной двум скоростям звука. Но ни один проект не был воплощён. Ортодоксальные коллеги, глядя на чертежи и расчёты Бартини, крутили пальцем у виска. Между тем самолёты в форме летающего крыла после войны разработали и воплотили в жизнь американцы в проекте «Валькирия». До сих пор по этой технологии строят знаменитые «Конкорды».
Срок, к которому Бартини приговорили в 1938, закончился в 1952 году. После чего конструктора отправили в Новосибирск. Здесь при заводе им. Чкалова создают Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИА). Итальянца назначают главным инженером перспективных схем летательных аппаратов. В Новосибирске Бартини трудится над разработкой экранопланов – машин на воздушной подушке. Первый в мире межконтинентальный вертикально взлетающий бомбардировщик ВВ-14 мог взлетать и садиться где угодно, обладал невероятной грузоподъёмностью и дальностью полётов, но в серийное производство так и не поступил.
Завещание Бартини
Конструирование самолётов Бартини всю жизнь считал лишь ремеслом. А делом жизни называл теоретическую физику. По теории Бартини, во Вселенной – не четыре измерения, а шесть: три измерения пространства и три – времени. Прошлое, настоящее и будущее — одно и то же. В этом смысле время похоже на дорогу: она не исчезает, когда мы прошли по ней и не возникает сию секунду, открываясь за поворотом.
Перед смертью Бартини написал завещание, в котором просил запаять его бумаги в металлический ящик и не вскрывать до 2197 года.