Примерное время чтения: 5 минут
100

Фермеры должны сами подталкивать власть к нужным решениям

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. «АиФ ДЕЛОВАЯ СИБИРЬ» 12/10/2011

О несчастной доле сибирских фермеров написано много. И господдержка якобы оказывается не должным образом, и цена на зерно год от года ниже, и развиваться некуда. На этом фоне наши сельхозпроизводители выглядят просто альтруистами, которые работают, как говорится, из любви к искусству.

У директора консалтинговой компании, занимающейся изучением зернового рынка, Сергея СКОРОХОДА, несколько иная точка зрения на причины проблем фермеров. Что мешает развиваться новосибирским сельскохозяйственникам? Как государство должно поддерживать эту отрасль? Об этом рассказывает Сергей Николаевич. 

Зона риска

— Главные претензии фермеров к государству в том, что им не оказывается должным образом поддержка. Это действительно так?

— Давайте взглянем на проблему по-другому. Почему только их должно поддерживать государство? В условиях частного бизнеса нет разделения на фермеров и нефермеров, есть участники рынка. Крестьяне занимаются частным бизнесом, и этим все сказано. Значит, они несут те же самые риски. Пора бы уже это признать.

И тем не менее все-таки поддержка государства идет. Им предоставляется горючее по льготным ценам, компенсируется часть затрат на приобретение сельскохозяйственной техники... так же как и другим сельхозтоваропроизводителям.

— Но ведь система госзаказа действительно хромает?

— Да, такая проблема существует. Наши власти, как и во всем мире, должны поддерживать местного товаропроизводителя. В том числе и развитой системой госзаказов. Причем не имеет значения, производство это кирпича или зерна. Пока с этим не все гладко. Но мы должны реально оценивать ситуацию.

Есть у государства возможность — оно купит твой товар, а если нет, нужно самому решать, как его реализовать. А про это почему-то никто не думает. Но если вы начинаете заниматься бизнесом, то должны продумать рынок сбыта. Нужно понимать, что никто не гарантирует удачной продажи в условиях жесткой конкуренции. Кстати, в этом году цена на зерно была высокой — тонну продавали по семь тысяч. И все помалкивали.

А как только цена снижается, сразу раздаются крики про плохое правительство, про то, как всех обижают. На самом деле выход тут один — нужно изменить свое отношение к ситуации.

Когда ты пересаживаешься с «москвича» на «Лексус», у тебя сразу же меняется жизненная позиция. Почему же так не происходит по отношению к своей деятельности? Нужно перестать пытаться выстраивать свой бизнес вне рынка.

«Долбить» постоянно

— А как наладить рынок сбыта в Сибири?

— Новосибирцам организовать сбыт очень важно. Пока в нашей области он практически отсутствует. А вот, к примеру, Алтай поставляет продукты переработки зерна в 15–20 стран. Алтайским фермерам есть к чему стремиться. Да, у них непростые отношения с переработчиками, но хорошо, что они вообще есть.

Для новосибирских крестьян ситуация улучшится, если понизят железнодорожные тарифы. Пока существующих льгот недостаточно для прибыльной перевозки зерна. Но дотирование — это задача государства. Тем более что в нашем зерне нуждаются.

В Японии есть порядка пяти-шести крупных компаний, которые готовы закупать значительные объемы сибирского зерна. Представителей этих компаний хорошо знают участники зернового рынка Сибири. Но я до сих пор не вижу предложений от фермеров к власти по существу данной проблемы.

— Как же призвать чиновников к подобному шагу?

— Нужно постоянно поднимать этот вопрос на всех уровнях. Алтайский губернатор занимается этим регулярно, сейчас красноярский принялся за дело.

И у них уже есть результат. У нас заместитель губернатора НСО Виктор Гергерт тоже часто говорит о том, что в ЮВА живет полмира, и там наш рынок. В 2001 году одна только наша корпорация отправляла порядка

80 тысяч тонн сибирского зерна в Южную Корею. Сейчас все заглохло. Нужно постоянно озвучивать эту проблему, «долбить» чиновников.

А не вспоминать о ней только тогда, когда цена снова падает. К сожалению, новосибирские фермеры пока не действуют слаженно. Нет культуры бизнеса. И пока мы этого не поймем, все останется по-прежнему.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах