Примерное время чтения: 8 минут
121

Трудовые пятилетки (14.11.2012)

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. «АиФ на Оби» 14/11/2012

Одиннадцатая и двенадцатая пятилетки стали последними в социалистической истории Советского Союза. На смену плановой экономике, соцсоревнованиям и бригадам коммунистического труда пришел рынок.

От бульдозеров до кукольных кроваток

В 1974 году состоялся акт приемки нового предприятия, которое получило название «Новосибирский завод дорожных машин», или просто «Дормаш», какое оно носит и по сей день.

Спрос на машины и оборудование для строительства и содержания дорог был стабильно высоким. В 1975 году предприятие возглавил Николай Иванович Миланин, который уже тогда имел солидный опыт работы на «Сибсельмаше». «Дормашем» Миланин руководил почти четверть века — до 1999 года.

Из дорожной техники завод начал осваивать прежде всего пескоразбрасывающее оборудование: в Сибири с ее снежными заносами такая техника была очень нужна. Потом стали изготавливать бульдозерное и плужно-щеточное оборудование для уборки снега и мусора, а вскоре взялись и за дорожные знаки.

По плану «Доркомплекта», новосибирцы должны были выпускать 600 тысяч дорожных знаков в год. Заводов, специализирующихся на выпуске этой продукции, в стране было всего четыре: новосибирский, мытищенский, алма-атинский и елгавский (в Латвии). На деле годовой выпуск новосибирского завода составлял порядка 250 тысяч знаков, но даже с этими показателями он обеспечивал ими четверть страны.

Дорожные знаки того времени принципиально отличались от современных, прежде всего своим покрытием. Пленка, которую наклеивали на заготовки, представляла собой обычную алюминиевую фольгу с нанесенной на нее краской. Долговечностью такие знаки похвастаться не могли — под влиянием погодных условий они быстро теряли вид. К тому же пленка имела неудовлетворительные светоотражающие свойства — в темное время суток знаки были почти невидимы.

В советские времена практически все машиностроительные заводы должны были выпускать и «альтернативную продукцию» — товары народного потребления. Завод дорожных машин выпускал тележки трех видов (для фляг, садовую и тачку), складные рыболовные стульчики, подставки для обуви, комнатные детские качели и кукольные кроватки.

Конец 70-х — начало 80-х годов стал для завода периодом качественного прорыва. Все цеха полностью переоборудовали, в них стало просторнее, светлее, уютнее. Специалисты освоили полуавтоматическую линию покраски дорожных знаков и другие передовые технологии. А самому предприятию было присвоено почетное звание «Завод высокой культуры производства».

Одиннадцатую пятилетку завод завершил почти на три месяца раньше срока. В следующей, двенадцатойй, перед предприятием стояла непростая задача — увеличить объем выпускаемой продукции с 9 до 13 миллионов рублей. На «Дормаше» осваивают станки с ЧПУ, запускают в действие роботизированные комплексы.

Конец 80-х прошел в напряженной работе, ориентированной на развитие предприятия в будущем. Но кто же мог знать, что ситуация в отечественной промышленности, да и во всей стране, изменится самым неожиданным образом и далеко не в лучшую сторону…

Вхождение в новые рыночные условия для завода, как и для большинства российских промышленных предприятий, проходило трудно. Для того чтобы остаться на плаву, он принимал подчас самые диковинные заказы. Например, по заказу Академии водного транспорта здесь изготавливались лопасти винта для ремонта речных судов.

Своя медтехника

В 1985 году в Новосибирской области создается метрологическая служба здравоохранения, куда входят главный метролог области из областного отдела здравоохранения и базовая метрологическая лаборатория «Медтехника».

Эффективность диагностики и лечения больных напрямую зависит от достоверности и надежности медицинских приборов. Основной задачей вновь созданной структуры была поверка, настройка и ремонт электрокардиографов, манометров, тонометров, весов, дозаторов, физиотерапевтической и другой аппаратуры. С самых первых лет своей работы предприятие выпускало и собственную продукцию — штативы для пробирок, стойки для капельниц, кассеты для детских молочных бутылочек. К 1989 ассортимент собственной продукции насчитывал более 20 наименований.

В середине 1990-х годов производство «Медтехники» обслуживало около 40 потребителей из соседних областей. С 1992 года АО «Медтехника» является коллективным членом Академии медико-технических наук РФ. Главную ставку акционерное общество сделало на производство современной медицинской техники. Из многочисленных направлений выбрали разработку электронных весов: в 1995 году еще не существовало аналога электронных весов для взрослых с диапазоном взвешивания от 10 до 200 кг. Вскоре появились первые опытные образцы. Они имели уникальную точность — до 25 г во всем диапазоне. Новым являлся и сам принцип действия на базе микроЭВМ.

Разработали и внедрили в производство спасительный для слабослышащих электронный аппарат для массажа ушной барабанной перепонки. Он не имел аналогов на российском рынке и позволял восстановить подвижность барабанной перепонки и цепи слуховых косточек людей с ослабленным слухом.

Электронная техника с маркой «МТ» по ряду позиций стала уникальной в России. Работа производителей и конструкторов этого предприятия не раз отмечалась медалями «Сибирской ярмарки».

ИСТОРИЯ И МЫ

Чудесное спасение Вольта

Сегодня в рамках конкурса «История — это мы» газета «АиФ на Оби» публикует сочинение девятиклассника Бориса Коваленко.

«Мой папа Василий Александрович Коваленко — не начальник департамента, не директор завода и даже не главный инженер проектного института. Но я считаю, что его профессия — одна из самых важных на земле. Мой папа несет людям свет. Он работает электромонтером в аварийной бригаде электросетей.

Когда в домах отключается свет, люди звонят моему папе и просят о помощи. Работа у папы трудная и порой даже опасная. Чтобы ликвидировать обрывы проводов, он надевает на ноги специальные металлические когти, поднимается на опору электропередачи и ликвидирует обрыв. Особенно часто провода обрываются, когда бывает сильный ветер, гроза или мокрый снег.

Но бывает, что провода приходится не соединять, а наоборот, разъединять. Например, если в частном секторе случается пожар, то огнеборцы не приступают к тушению до тех пор, пока не приедут электромонтеры и не отключат ток. Иначе тушить пожар нельзя — ведь вода проводит электричество. Между тем если пожарные машины оборудованы проблесковыми маячками, звуковой сигнализацией и их все пропускают, то дежурная машина ЗАО РЭС — это обычный серенький «уазик», не имеющий никаких спецсигналов. Пока электрики по пробкам доедут до места пожара…

Папа любит свою работу, но есть одна служебная обязанность, выполнять которую он всегда отказывается, из-за чего порой имеет неприятности по службе, — отключать неплательщиков. «Неприятно, когда тебя ненавидят», — говорит он.

Монтерам аварийной бригады приходится выполнять самую разную работу. Иногда папа и его товарищи делают то, чего не предписывает должностная инструкция, но диктует обычный человеческий долг. «Приезжаем на какие-нибудь плановые работы, видим, что живет в доме одинокая старушка. Провода у нее над домом провисли, трубостойка покосилась, в доме все розетки на соплях — не ровен час замыкание и пожар», — рассказывает папа. Такие ремонты не входят в служебные обязанности монтеров аварийной бригады, но они это делают — жаль ведь стариков.

А недавно в диспетчерскую службу аварийной бригады поступил совсем нештатный звонок. Сердобольная жительница частного сектора сообщала, что бездомный кот залез на опору электропередачи, спуститься вниз не может, сидит и орет. Диспетчер посмеялся. Но папа с напарником сели в машину и поехали. Кот слегка поцарапал папу, но самое главное — остался жив и здоров. Теперь этот кот живет у нас. Мы с папой ему и кличку придумали — Вольт».   

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах