Новосибирск, 9 апреля, АиФ - Новосибирск - Выставки, в том числе и международные, в последние годы в Новосибирске проводятся регулярно.Между тем первые подобные мероприятия, судя по сохранившимся в архивах документам, были встречены партийными работниками неоднозначно.
Зачем нам Америка?
В 1970 году американскую выставку «Народное образование — США» новосибирские обкомовцы ожидали как стихийного бедствия. В то время некоронованная столица Сибири не могла не считаться открытым городом, а потому московские партийные власти, чтобы покрасоваться перед мировой общественностью советской демократией, инициировали в сибирском мегаполисе выставку — на первый взгляд аполитичную. Однако пока московские чиновники расплывалась в улыбках, лица новосибирских становились все кислее и кислее, так как по прибытии на место демонстрации тема «Образование в США» начала восприниматься местным партийным истеблишментом как нежелательный приезд тещи, блины у которой всегда лучше.
Обкомовский партфункционер А. П. Лукаш, заведовавший отделом пропаганды, развернул целую кампанию по дезавуированию даже минимальных нежелательных последствий от демонстрации выставочных материалов. Он издал для внутреннего пользования секретную директиву (отмеченную в протоколе № 59 от 30.04.1970), где в § 3 под названием «О некоторых пропагандистских мероприятиях в связи с организацией выставки «Народное образование — США» в Новосибирске» предлагал принять меры против «американского вторжения». Причем не обращая никакого внимания на то, что это происходит на образовательном уровне.
Предлагалось не то чтобы эту выставку бойкотировать. Но коммунистам горкома, горисполкома и облисполкома предписывалось провести тщательную организационную и пропагандистскую подготовку, обращая «особое внимание на разоблачение замыслов организаторов выставки, пытающихся пропагандировать среди советских людей мнимые преимущества системы американского образования и американского образа жизни». Лукашевская директива являла собою позор советского режима и одновременно предваряла первые симптомы начала его агонии.
В секретных материалах значились мероприятия, которые необходимо было провести в связи с американской выставкой. В первую очередь это лекционная работа «на опережение» среди потенциальных посетителей выставки — учителей, преподавателей, студентов. Практически во всех местных газетах предлагалось опубликовать материалы «о достижениях народного образования в нашей стране и преимуществах советской системы образования перед американской».
Даешь контрвыставку!
Планировалось также «организовать контрвыставку и продажу «печатной продукции, имеющей контрпропагандистское содержание по отношению к американской выставке». В школах преподаватели трудового обучения сами встали за станки, чтобы выточить приемлемые поделки (которые якобы сделали школьники) и тем самым показать, что руки у сибирских ребятишек поистине золотые. Изделия для кухонной утвари (расписные разделочные доски, картофельные толкушки, тестомешалки и т. п.) разрисовывались и лакировались. Учителя рисовали «раскладушки» — стенды, рассказывающие о достижениях в освоении дисциплин, о походах по сибирским памятным местам, о славных трудовых делах школьников, помогавших сельчанам убирать урожай (сама-то советская система с уборкой никогда не справлялась). Один новосибирский отряд, набранный из фанатов комсомола, вступил в трудовой сезон, полностью отказавшись от заработанных денег в пользу Фонда мира. Позже преподаватель литературы, подбившая ребят на рабский советский труд, как только открылись границы, сразу эмигрировала в Израиль. (Вот где враг маскировался! Но спецы из КГБ его проглядели, правда, без особых последствий для страны).
На американской выставке ударным отрядом выступали пропагандистские группы, созданные коммунистами для ежедневной работы с обслуживающим персоналом, посетителями, участниками коллективных посещений. Пропагандисты участливо заглядывали в лица посетителей, поддакивая, где нужно, и осекая заблуждающихся, теряющихся в оценках граждан. Все эти навязчивые контрмеры имели слабый и, скорее всего, обратный эффект. Зато на подобных мероприятиях советская и противная сторона активно искали и вербовали в рядах друг друга шпионов, что к образованию уже не имело никакого отношения.