Примерное время чтения: 8 минут
604

Юрий Воронов: «процесс формирования национальных анклавов необратим»

АиФ на Оби № 42 16/10/2013

Юрий Воронов, ведущий научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, считает, что региону нужно срочно перестраиваться.

Досье:
Воронов Юрий Петрович Окончил Московский институт народного хозяйства им. Г. В. Плеханова в 1965 году, работает в Институте экономики и организации промышленного производства СО АН СССР (СО РАН). Кандидат экономических наук, автор 14 книг и более 300 статей, 15 лет проработал вице-президентом Новосибирской торгово-промышленной палаты.

— По итогам последней переписи населения слово «сибиряк» в графе «Национальность» побило все рекорды. Это неудивительно, ведь у нас выросло поколение людей, которые Москвы никогда не видели и мало что хорошего о ней слышали. А теперь ещё территория заполняется сотнями тысяч малообразованных мигрантов. Как сохранить русскую культуру и безопасность?

— Лично я бы ещё подумал над разрешением строить крупнейшую мечеть города напротив гипермаркета ИКЕА. Целесообразно было бы возвести её ближе к Хилокскому рынку, к месту концентрации приезжающих из Средней Азии. Сейчас же получится так, что один из самых больших районов города — Кировский — станет мусульманским. Процесс формирования национальных анклавов в сибирских городах необратим. В районе площади Станиславского закрепляется азербайджанская диаспора, на Западном — киргизская, в Новом посёлке — армянская. Это реальность, с которой нужно считаться. Единственное, что остаётся, — жить с этими очагами в мире и спокойствии, по мере возможности включать в русскую культурную среду самих мигрантов и их детей, прививать им любовь к русской культуре уже не вообще, а с учётом их компактного расселения. В Красноярске, например, в решении национальной проблемы принята стратегия взаимного обогащения национальных культур. Нам есть чему у них поучиться.

Новосибирск может стать центром международного значения. Коллаж Владимира Гуриновича

Несомненно, что дети мигрантов должны, по желанию родителей, учиться либо в школе с русским языком преподавания, либо в национальной школе. Перспектива поступления в новосибирский вуз сама собой определит приоритет первого варианта. Другие страны (например, Великобритания или США) зарабатывают хорошие деньги на обучении иностранных студентов. В Новосибирске много отличных вузов, но у них нет перспектив пространственного развития. Поэтому необходимо создавать мощный многокилометровый студенческий кампус вдоль будущего дублёра Бердского шоссе. Это мы предлагали и в генплан города, принятый 7 лет назад, это пытались внести и в схему территориального планирования Новосибирской агломерации. Такой проект позволит сделать Новосибирск центром международного значения по оказанию образовательных услуг. Нужно строить современные общежития для иностранных студентов на 1-2 человек, спортивные комплексы среди парков и озёр. Понятно, что для этого нужна помощь областного и городского бюджетов и инвестиции.

— Нет в нашем регионе ни нефти, ни газа. Есть только научный потенциал Академгородка. Но в свете реформы Академии наук, возможно, роль СО РАН станет менее заметной. В такой ситуации регион может превратиться в отсталую территорию?

— Давайте о реформе науки как об очень печальном, но пока ещё до конца непонятном факте, не будем. Я надеюсь, что здравый смысл возобладает.

Что касается создания государственной корпорации по управлению восточными районами, в которую не вошла НСО, этим самым Правительство РФ фактически отделило Европейскую и Азиатскую части России (по западной границе Красноярского края). Выделенными оказались ещё два региона — Южная Сибирь и Байкальский экономический регион. Последний еще в 2008 году выделило Минрегионразвития РФ, чем сильно удивило российских экспертов.

При таком районировании Новосибирск фактически становится столицей Южной Сибири, в которой сейчас 6 субъектов РФ с населением 11,1 млн чел. Вообще-то, столько же населения проживает в Бельгии, Греции, Португалии вместе взятых. Можно также сравнить с четырьмя западными провинциями Канады, которые составляют более четверти территории Канады. Площадь Южной Сибири — 990 тыс. кв. км, что примерно вдвое больше территории Франции, Испании или Швеции, втрое больше Норвегии, Германии, Польши, Финляндии или Италии.

И не такая уж Новосибирская область бедная, у нас есть залежи угля, железной руды, нефти. Перспективные ресурсы: добыча базальта (диабаза), редкоземельных и драгоценных металлов. Мы можем выходить на мировую биржу с чёрными металлами, зерном, углём.

— Торговать напрямую, без Москвы? Но почему до сих пор этого не делали?

— Чем меньше оглядок на Москву, тем лучше для Сибири. Сибирским сельхозпроизводителям в любой ситуации торговать по выгодной цене федеральный центр не позволит. Нужно самостоятельно выходить с зерном на мировые биржевые рынки, для чего в Новосибирске необходимо создавать частно-государственные структуры, отвечающие за стабильность сбыта той продукции, что производится в Сибири, прежде всего на юге Западной Сибири. Зерновой комплекс мы должны развивать совместно с Казахстаном и Китаем. Соответствующая корпорация должна быть создана при паритетном участии трёх стран.

Эксперты считают: центр позабудет о Сибири Фото: Елена Иванова

— Боюсь, что развитие промышленности взрывным у нас сейчас не назовешь.

В 30-е годы прошлого века Новосибирск называли «СибЧикаго». Эта линия должна быть продолжена сейчас — Новосибирская агломерация как «Сибирская Америка», где живут люди, способные обойтись без государственного вмешательства. Это и признак взрывного промышленного развития, которым был знаменит в свое время Чикаго.

— Перспективы есть. У нас делают синтетический чугун, которого нет нигде в мире. Колокола из такого чугуна звонят лучше, чем бронзовые. В Новосибирске массово производят интеллектуальные приборы учёта электроэнергии. Есть возможность перевести в единую систему учёта воду, теплоснабжение, электроэнергию. Мы можем производить режущий инструмент и другую металлокерамику на базе руды циркония, которую можно добывать в Ордынском районе. Можно развить производство и других композитных материалов. Электронику можно возрождать, отправляясь от освоенных в институтах Академгородка технологий выращивания кристаллов. Перспективно развитие приборостроения, ориентированного на автоматизацию электрических сетей, энергомашиностроение. Последнее — не только электрогенераторы. Нужно смотреть широко и непредвзято. Например, комбайны по добыче торфа или комплекс машин по заготовке дров — тоже энергомашиностроение. С 70-х годов все северные страны этим занимаются.

— Что мешает стимулировать промышленность? Все говорят: «Не хватает инвестиций». Но некоторые другие быстрее развиваются. Может, в регионе слишком мягкое управление, в отличие, например, от Кемеровской области?

— В нашем регионе действительно традиционно уже сложился мягкий стиль управления и городом, и областью. Вот пример: несколько лет назад город задолжал «Новосибирскэнерго» крупную сумму, оно отключило троллейбусы и трамваи, которые встали прямо на улицах, парализовав движение. Мне звонит тогдашний вице-мэр и шутя спрашивает: «Что наука говорит по этому поводу?» Я ответил: «Нужно отключить в здании «Новосибирскэнерго» канализацию». Вице-мэр засмеялся: «Ну, ты шутишь!»

Но я точно знаю, что если бы я это посоветовал Тулееву или Лигачеву, они бы сразу это реализовали. Но именно такой мягкий стиль управления городом способствует развитию малого и среднего бизнеса. С другой стороны, это приводит к тому, что порой интересы жителей не соблюдаются. Например, до сих пор мы не знаем, куда делись 2 млрд рублей от повышения тарифов на электроэнергию. Дело в том, что руководство «Новосибирскэнерго» обещало инвестиционную программу по модернизации оборудования и сетей. Но она не реализована.

У мэрии не хватает сил, чтобы отстоять интересы горожан? Непонятно, почему до сих пор из центральной части мегаполиса не убрали промышленные предприятия, железнодорожные пути, воинскую часть? В городе 16 железнодорожных переездов, создающих пробки. Нужно обсуждать эту проблему с железнодорожниками.

Но «мягкий» стиль управления имеет и свои плюсы. Без него у нас вряд ли бы развивалась система ТОСов, была бы ниже предпринимательская активность. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах