Новосибирск, 7 мая, АиФ – Новосибирск - Имя Анатолия КУЛИКА стало известно в самых далеких уголках мира, когда он решил обогнуть планету на надувном катамаране собственной конструкции. Ему жали руку короли и вожди заморских племен, военные пропускали в секретные спецзоны, катамаран едва не погиб в суровых штормах, но наш герой с честью вышел из всех испытаний.
Первый среди смелых
В первое плавание команда сибиряков-экстремалов во главе с Куликом вышла в декабре 2006 года. А вернулись океанские бродяги домой недавно. В течение этих лет они делали перерывы, чтобы набраться сил и усовершенствовать судно, а потом стартовали ровно из той точки, где завершали предыдущий этап пути. Последний рывок кругосветки продлился тринадцать месяцев. Честолюбивая авантюра новосибирца даже вошла в Книгу рекордов Гиннесса, ведь впервые люди смогли покорить три океана на надувном разборном катамаране. Анатолий Кулик сконструировал его сам.
– Поначалу я просто хотел пройти с друзьями по океану, – говорит Анатолий Кулик. – Мы об этом мечтали с детства – ощутить волны и ветер, увидеть своими глазами пальмы и острова. Все говорили, что невозможно сделать это на катамаране, я и сам сомневался. Но вот во что в итоге это вылилось, и я рад, что история имеет благополучный конец.
Путешественник говорит, что сначала цель у похода была одна – исключительно спортивная. Но со временем сибиряки стали своеобразными посланниками России.
– Представьте себе Тихий океан, он очень большой! И там много мелких островов, на которых живут люди. Живут неплохо, надо сказать. И каждый островок – отдельная страна, – рассказывает наш собеседник. – О России там знают только то, что она существует. Наверное, если бы к нам приехал папуас, никто бы не удивился. А когда мы прибывали, например, на острова Кука, то каждый «кук» считал обязательным прийти посмотреть на нас, руку пожать, в том числе пресса и губернатор! Было очень интересно пообщаться, получается, мы выступали с миссией мира, дружбы, объединения интересов. Спрашиваем: «Что вы думаете о России?» – «Мы думаем, что страна плохая». – «А почему?» – «Да вот так, плохая – и все. И живут там плохие люди». – «Но мы-то не плохие?» – «Вы не плохие…» И соглашались в итоге, что, может, и остальные не хуже.
Самым сложным, говорит экстремал, было пройти последний этап по Тихому океану. Переход от острова к острову – около пятисот миль, и каждый день – изматывающая сильная качка.
– Судно долбило так, что мозги отделялись от черепа, – вспоминает Анатолий Кулик. –Встречный ветер, встречное течение, дожди – это было изнурительно тяжело. И так каждый день, а не то что шквал на сутки-трое налетит. Мы были физически и морально изношены, стрессовая ситуация каждый день, и час больше года…
Но главное, уверен конструктор катамаранов, что все нагрузки судно выдержало. Говорит, если его подремонтировать – хоть сейчас можно идти во вторую кругосветку. Хотя порой ситуации казались патовыми. Например, во время стоянки в Джакарте налетел сильный шторм, у катамарана оторвало швартов, поплавок разбило о причальную стену. Заклеить пробоину не удавалось три дня. Наконец нашли выход, вставив в прохудившуюся секцию запасную емкость и накачав ее. Так и плыли дальше.
– Но, знаете, я ни разу не ощутил, что все, приплыли, здесь мы и закончим наши дни, — заверяет Анатолий Кулик. – Честно скажу: крестились, образов хватало на катамаране. Конечно, было страшно. Представьте: ветер 46-47 узлов, полная темень, судно вертикально встает, молнии сверкают! Да, океан не наша стихия, но мы держались за то, что создали своими руками.
Открывались границы
Забавно, но именно поломки катамарана порой помогали сибирякам пробиться в закрытые зоны. Сойти на берег было жизненно необходимо, чтобы пополнить запасы воды и продуктов, но не все порты готовы были принять россиян. Тогда путешественники убеждали власть в серьезных повреждениях судна. А терпящих бедствие людей обязано принять любое государство, как бы ни были строги его законы. Иногда приходилось хитрить.
– Чтобы зайти на Каймановы острова, нужно спецразрешение, а у нас его не было, –вспоминает Кулик. – Нам прямо сказали: вас на этой территории быть не должно! Но мы показали некоторые элементы конструкции со словами: «Это же ненормально!» Конечно, говорят, это ненормально, когда что-то на веревочках прикручено. Они-то думали, что это поломка, а мы просто так плывем. Понимаете, это такая штатная скрутка. Нет, мы ничего не ломали специально, просто вызывали сочувствие!
Таким же образом путешественники преодолели пограничный заслон на одном из островных государств. Поначалу власти разрешили причалить и быстро провести ремонт на берегу, а в итоге спортсмены добрали до губернаторского дворца и вышли оттуда в Интернет. Потом военные пропустили их в спецзону, поскольку иной путь грозил гибельными ураганами. Правда, в особых водах экстремалов сопровождало сразу несколько военных катеров.
Рекорды – впереди
Едва сойдя с борта самолета, который привез команду сибиряков в Новосибирск, Анатолий Кулик сразу заявил: больше никаких океанов, только Обское море! Многие приняли это за шутку, но наш земляк настроен решительно:
– Я все-таки конструктор, мне было интересно сделать такой катамаран, который способен ходить по океану. Думаю, сейчас на нем пересекать Атлантику можно запросто, и я готов хоть серийно выпускать подходящие для этого судна. Мне кажется, появляется какой-то новый вид спорта, мы словно сдвинули с места огромный камень, и он покатился.
Путешественник говорит, что на специализированном интернет-форуме уже прозвучало мнение, мол, куда теперь ходить, если поставлены все рекорды. Но он уверен: все рекорды – впереди. Можно пройти тот же путь быстрее или в одиночку, изменить маршрут и т. д.
– И вообще надо путешествовать! – заключает Анатолий Кулик. – По Байкалу, по нашему водохранилищу, по таким же водохранилищам на Волге. Надо, чтобы люди открывали мир! Знаете, все путешественники, с которыми я общался, – очень хорошие люди. Так пусть их будет больше на нашей планете!