У собственников жилья, как правило, много претензий к управляющим компаниям. Но обычно эти возмущения не идут дальше жалоб друг другу. Корреспондент АиФ-Новосибирск узнал у председателя Совета дома по ул. Тружеников,7 в Новосибирске Анатолия Гузиева, как в квитках на оплату управляющая компания «ГУП ЖКХ ННЦ СО РАН» появилась новая строка – «рентабельность».
Рентабельность – это…
«Рентабельность изначально закладывается в цену любой услуги. А теперь они ещё прописывают её отдельной строкой?!» – возмутился Анатолий Алексеевич. В судебном иске он «припомнил» коммунальщикам плату за обслуживание приборов учёта в то время, когда эти приборы находились в ремонте; вознаграждение за сдачу в аренду имущества собственников, которую УК начислила; оплату люминесцентных ламп, факт наличия которых вызвал у истца вопросы.
Представитель ответчика, то есть управляющей компании, просила судью отказать в удовлетворении иска, но факт наличия люминесцентных ламп остался недоказанным и правомерность того, что УК забирала себе 10% дохода от сдачи в аренду провайдерам крыш и чердаков многоквартирного дома. Что касается рентабельности, она «не является услугой или работой, а означает доход и не подлежит взысканию с собственников как отдельная услуга», – разъяснила судья Советского районного суда г. Новосибирска Елена Нефедова.
В результате суд постановил взыскать с управляющей компании в пользу собственника жилья уплаченные им деньги за «рентабельность» и прочие суммы. Коллизия в том, что суд принял решение в отношении только одного истца. В результате УК «обеднела» на сумму порядка пяти тысяч рублей, включая штраф и судебные издержки. Остальные собственники – а их только в одном доме по ул. Тружеников, 7 – 216, при этом УК обслуживает несколько десятков домов, – безропотно оплачивают управляющей компании её рентабельность. Как возможно платить за воздух, возмущается истец. «На судебную тяжбу ушло восемь месяцев. На услуги адвоката – 30 тыс. рублей. Мало кто захочет столько времени и денег потратить на борьбу за свои права. Вот и пользуются этой ситуацией», – разводит руками Анатолий Гузиев.
Призрачный дворник
К сожалению, такая ситуация типична для всех сибирских городов. Добросовестных управляющих компаний – немного. В Алтайском крае, по итогам рейтинга, составленного в 2016 году, их всего семь из работающих 156. «Зафиксированы случаи, когда УК покупает одну снегоуборочную машину, а в отчётах их несколько, чуть ли не своя машина для каждого дома. То же и с дворниками. Но так делают не все, а именно нерадивые организации. За такими нужен строгий контроль – как со стороны общественных организаций, властей, так и со стороны собственников жилья», – комментирует руководитель Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Алтайского края (НП «ЖКХ-Контроль») Сергей Тастан.
Пресс-секретарь Государственной жилищной инспекции Омской области Тамара Рощина рассказала о самых распространённых жалобах жильцов на управляющие компании: «Не убирают подъезд, вовремя не вывозят мусор, не следят за наличием лампочек в подъездах».
По закону, жильцы недовольные работой УК, могут отказаться от её услуг и либо перейти к другой УК, либо создать ТСЖ. А если на управляющую компанию много жалоб, то жилинспекция может оштрафовать нерадивых коммунальщиков. Однако, как замечает глава Томского регионального отделения межрегиональной общественной организации содействия реформированию ЖКХ «Все дома» Александр Самохин, злостные нарушители продолжают управлять жилым фондом, несмотря ни на какие штрафы и последние места в рейтингах. Это связано со сложной схемой отзыва лицензии управляющей компании, предусмотренной в нынешней редакции Жилищного кодекса.
Мнение эксперта
Глава Томского регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ, руководитель лаборатории экономико-правовых исследований в сфере ЖКХ при ТГАСУ Чингис Цыренжапов:
– Число жалоб граждан на некачественное управление их домами со стороны управляющих компаний не уменьшается. Растёт и количество выявленных Госжилинспекцией нарушений. Часто жильцам приходится повторно обращаться в жилищную инспекцию по одним и тем же нарушениям, поскольку управляющие компании далеко не всегда своевременно и в полном объёме исполняют предписания.