В худшем случае они связаны с употреблением новейших допинговых препаратов, в лучшем — с полулегальными (и от того страшно секретными) способами подготовки будущих чемпионов, шутя достигающих звездных результатов.
Еще недавно новосибирские спортсмены пользовались таким ноу-хау, и мы рукоплескали им на мировых чемпионатах и олимпиадах. Впрочем, долго ходить по тонкой грани не получилось.
Допинговые скандалы стали происходить настолько часто, что кажется, спортсмены соревнуются друг с другом не столько в честной борьбе, сколько в нечестной и подковерной. Но их все-таки ловят и с позором дисквалифицируют. Однако мы расскажем не о допинговых скандалах, которые у всех на слуху, а о тех секретных приемах, что придуманы в национальных командах для завоевания груды золотых медалей и приобретения престижного статуса мирового спортивного лидера.
Хитрый способ
Способов сравнительно честного улучшения физической формы спортсменов немало. Как рассказывают в кулуарах спортсмены, перед соревнованиями хорошо колются лекарствами скандинавы-лыжники. Они все через одного имеют справки о том, что болеют астмой и нуждаются в употреблении лекарственных средств допинговой группы. Уколется такой лыжник разрешенным средством и летит по лыжне как угорелый.
Хитро и с размахом прибегают к полулегальному допингу азиатские спортсмены: они применяют различные редкие (и потому засекреченные) пищевые добавки, которые при проведении анализа крови под описания допинга не подпадают, но стимулируют организм спортсмена на продолжительное выделение адреналина — основного генератора мышечной энергии. Немцы придумали другой способ.
В одном из городов они построили подземный стадион, откуда откачали воздух с таким расчетом, чтобы обстановка там соответствовала уровню высокогорья. Регулярные тренировки в разреженной атмосфере приучили спортсменов переносить значительные перегрузки, поэтому на нормальном стадионе избыток кислорода действовал на будущего чемпиона как допинг.
Российские спортсмены и их тренеры с подачи новосибирцев придумали самый легальный способ домашней подготовки медалистов. Долгое время его удавалось держать в строгой тайне. Этот способ еще называют предварительной витаминизацией. Подробности на условиях анонимности нам рассказал один из спортивных врачей Новосибирска.
Со старта — в реанимацию
Задолго до чемпионата команда российских спортсменов, тех же стреляющих лыжников, выезжает в Сочи на отдых, именно в бархатный сезон. Помимо водных процедур, для будущих победителей предусмотрена обильная фруктовая диета. Затем у спортсмена откачивают пол-литра крови и консервируют ее до особой даты.
А спустя полгода или более, перед самым стартом, ему эту кровь вливают обратно. Таким образом навитаминизированный лыжник летит по дистанции как камень, выпущенный из пращи, причем результаты его анализов на допинг-контроле такие чистые, что специалисты только руками разводят.
И вот на чемпионате мира перед очередным стартом во французском Гренобле нашему биатлонисту Вадиму
Т. ввели внутривенно «наетые» ранее витамины. Ему на дистанцию выходить, а у него температура стала подниматься. За 10 минут достигла 39 градусов! Прямо со старта спортсмена доставили в реанимацию, где врачи вскоре констатировали клиническую смерть, длившуюся 7 секунд. К счастью, реанимационные меры оказались успешными.
Кроме того, врач команды, ополоумевший от случившегося, подсказал: «Немедленно меняйте ему всю кровь!» Это потом стало ясно, что он во всем и виноват: перепутал контейнеры с витаминизированной кровью и влил претенденту на золото кровь другого спортсмена. Группа крови не совпала, что закономерно могло привести к смерти.
По выздоровлении стреляющего лыжника остро встал вопрос о получении им страховки величиною в 20 миллионов долларов. Ведь все участники крупных чемпионатов застрахованы принимающей стороной на очень большие суммы. Пострадавшему надо было лишь письменно признаться в том, что он действительно «умер», пусть на секунды. Но тогда история получила бы огласку, русский метод был бы раскрыт, что, без всякого сомнения, нанесло бы ущерб российскому спорту. А проштрафившегося врача посадили бы в тюрьму за попытку непредумышленного убийства.
Но спортсмен проявил командную солидарность: отказался подписывать документы, ограничившись небольшой денежной компенсацией. Честь российского биатлона и врач были спасены, но шила в мешке утаить все равно не удалось.
Александр АГАЛАКОВ