Каким должен быть настоящий мужчина? Смелым, мужественным, способным защитить своих близких. Несомненно, все эти качества воспитывает армия. Однако последнее время молодые люди стараются сделать все, чтобы не идти служить в ряды вооруженных сил. Корреспондент АиФ-Новосибирск поговорил с полномочным представителей Президента Российской Федерации, вице-адмиралом запаса Сергеем Меняйло про то, чему именно учит служба в армии, и как воспитать будущее поколение патриотами своей страны.
Романтика жизни
Александра Трофименко, «АиФ-Новосибирск»: Расскажите, почему вы решили стать военным?
Сергей Меняйло: Мой отец служил на флоте во время Великой Отечественной войны с 1942 года, в 1950-м уволился в запас, окончил университет и работал в следственных органах. Я воспитывался в те времена, когда армейская жизнь была связана с понятием «романтика», особенно служба на море.
Отец много рассказывал про флот, по старой памяти выписывал журнал «Морской сборник». А в 1974 году старший брат поступил в Каспийское училище. В общем, когда я окончил школу, то точно знал, что буду служить. Сначала поступал в Рязанское училище ВДВ, но не прошел, был большой конкурс. Потом я поучился полгода в университете, еще полгода поработал на ударной комсомольской стройке — ТрансКАМе. А затем пришла разнарядка в Каспийское училище. Так я попал на штурманский факультет. Статья по темеНастоящий защитник Отечества: как ковалась Победа— Не пожалели, что приняли решение посвятить свою жизнь военной службе?
— Нет, я постепенно втянулся в учебу, хотя иногда было непросто. Есть же еще такой стереотип, что военные умеют только отдавать команды и больше ничего. На самом деле, мы учились пять лет, и за это время, помимо общеобразовательных наук преподавали достаточно сложные дисциплины, например, математическую обработку и анализ информации.
После училища я попал на Северный флот в 23-ю дивизию, потом Кольская флотилия, где командовал кораблями до 1992 года. Конечно, романтика в море непередаваемая. Флот отличается от всех других видов вооруженных сил своей историей, вековыми традициями. Корабль – это живое существо, где каждому члену экипажа от матроса до командира четко и строго определено свое место. Либо побеждаем вместе и выполняем задачу, либо нет.
— Романтика моря — это прекрасно. Но служба зачастую связана со сменой места пребывания. Сложно ли было совмещать семью и карьеру?
— Многие могут не согласиться или обидеться на то, что я сейчас скажу. Выполнение обязанностей по службе всегда мешает семье. Но если семья начинает мешать службе, тогда нужно что-то выбирать. Я считаю, что если девчонка соглашается выйти замуж за офицера, то она одновременно берет на себя обязанность сопровождать и поддерживать того человека, с которым они образовали семью. И реализоваться ей как личности будет очень сложно. Особенно это касается таких видов Вооруженных сил, как Военно-морской флот. Тут надо одно –посвятить себя семье и все воспринимать спокойно. Другого варианта нет. Я женился в 28 лет уже состоявшимся человеком, и у нас все сложилось хорошо.
— Ваши сыновья тоже стали военными, или решили заняться чем-то другим?
— Старший сын военный, капитан, сейчас служит в вооруженных силах. Младший – лейтенант запаса. Он не служил, но закончил военную кафедру и стал офицером. Они не бизнесмены, не чиновники. Каждый на своем месте служит Родине.
Воспитание духа
— Как вы считаете, для того чтобы стать мужчиной, парень должен отслужить в армии?
— Я в этой ситуации уверен в одном. Есть Родина, и святая обязанность – ее защита. Я не призываю, конечно, чтобы все стали офицерами. Хотя это неплохое предназначение. Просто мне кажется, что каждый мальчишка должен получить этот опыт. Это надо самим ребятам. Армия – это школа мужества. Она воспитывает дух и дает определенные навыки. Именно там парни становятся бойцами и настоящими патриотами.
— Когда я училась в университете, вокруг было много ребят, которые хотели идти заниматься наукой или бизнесом и намеренно пытались сделать все, чтобы в армию не идти. Для них служба – это потеря целого года жизни.
— Та школа, которую проходят в армии за год, не пройти на «гражданке» и за 10 лет. Я думаю, что в этих ваших товарищах говорит не прагматизм с точки зрения потерянного времени, а чувство страха перед важным шагом. Пойти в армию – это тоже совершить поступок. Человек, который боится принять решение, в жизни может подвести.
— Я бы не сказала, что это люди, которые подведут. Они вполне хорошие ребята.
— А в какой обстановке они хорошие ребята? Когда сидят за столом или в студенческой аудитории? Или на темной улице? Человек познается в экстремальных условиях. И армия дает такую возможность. Там раскрывается дух. А потерянное вами время или непотерянное – это относительное понятие. В армии, может, и не преподают математику или физику. Но там дают другие, в том числе, боевые навыки. У меня вообще есть желание тех, кто говорит про потерянное время, посадить на боевую машину пехоты, к примеру, или на БТР, и чтобы они прокатились на броне со скоростью 50-60 километров по пересеченной местности. Я посмотрю, как они справятся.
— То есть, вы считаете, что мужчина, который не служил, априори не может быть мужественным?
— Нет, я не говорю о крайностях, что если человек служил – он хороший, а если нет – плохой. Но я бы рекомендовал всем молодым ребятам не побояться послужить, поскольку сам эту школу прошел и понимаю, что это нужно.
Человек познается в экстремальных условиях. И армия дает такую возможность.— Вы же понимаете, что это вопрос желания и мотивации. Вот у них этого нет, и они не хотят. Мне, как женщине, вообще сложно это понять, как это, если бы меня на год кто-то куда-то отправил. А как тогда их мотивировать? Как им донести, что служить – это хорошо?
— В советские времена служба в армии была престижной. И парни шли, потому что девчонки не знакомились с теми, кто не служил. Это одно. Второе – деды и отцы участвовали в Великой Отечественной войне, они были примером для подражания. В определенный период времени служба в армии потеряла свою привлекательность. Но сейчас мы переходим к тому, что служба в Вооруженных силах снова становится популярной. Она престижна, в том числе и с точки зрения развития, стабильности и материальной стороны вопроса.
Каждый мужчина должен быть готов в случае чего встать на защиту своей родины. Есть профессия «военный», есть призвание «военный» — это такие люди, как я, которые выбрали эту стезю. А есть определенные мобилизационные ресурсы, которые должны быть в резерве.
— А как тогда воспитать мальчика, который бы к 18 годам понимал, что служить в армии нужно?
— Если он будет смотреть «мыльные оперы», то это одно дело, а если вы покажете ребенку фильм «Грозовые ворота» — совсем другое. Все зависит от того, что в него вкладывать. Если хотите, чтобы мальчик выбрал профессию военного офицера – нужны книжки, фильмы, общение с ветеранами. Вы должны перед ним поставить героя. После того, как Гагарин полетел в космос, все хотели стать космонавтами и летчиками. Это период, который нужно пройти вместе, вы не должны заставлять, надо направлять.
Вообще, с детьми нужно разговаривать на равных, но с позиции своего опыта. Иначе будет вечное противоречие, потому что мы пытаемся вложить в свой ум в их голову, убедить жить так, как мы понимаем. Но даже в самом маленьком возрасте дети уже сами все прекрасно осознают. Необходимо перестать вмешиваться и научиться направлять. И выбор профессии зависит от того, как вы его настроите. Я вице-адмирал запаса, был заместителем командующего Черноморским флотом, и мог сделать, чтобы старший сын пошел в военно-морское училище, но не стал. Он сам выбрал свой путь. И у него, если что-то пойдет не так, не будет обиды, потому что я не принимал за него это решение, он все сделал сам.
— Что для вас геройский поступок? Как вообще становятся героями?
— Я знаю людей, у которых есть государственные награды «за мужество», «за героизм». Они герои? Конечно, герои. А помните в Дагестане Герой России посмертно Магомед Нурбагандов. Он не убил сто врагов, не подорвал десять танков. Он при встрече с бандитами остался верен служебному долгу и присяге, и за это погиб. Это героический поступок? Да. В Вооруженных силах, особенно на войне, практически каждый на своем уровне совершает подвиг. И кто больше герой, сказать очень сложно.
Он не убил сто врагов, не подорвал десять танков. Он при встрече с бандитами остался верен служебному долгу и присяге, и за это погиб.В повседневной жизни героических поступков совершать не надо. Но представьте себе такую ситуацию: вы гуляете, а навстречу идет человек с ножом и хочет что-то с вами сделать, и за вас вступается мужчина. В ваших глазах он герой? Да. Но если бы никто не нападал, он бы просто прошел мимо, и все.
Каждый поступок совершается тогда, когда надо что-то сделать: выиграть время, защитить близких, пожертвовать жизнью, если нужно. Война или конфликт – это условия, когда очень много поводов для того, чтобы принять решение. В экстремальных ситуациях люди раскрываются.Чем это и ценно. А то, что наиграно на «гражданке», быстро уходит. Люди там раскрываются очень быстро.
— Что бы вы пожелали защитникам Отечества в преддверии 23 февраля?
— Во-первых, хочется поздравить ветеранов Великой Отечественной войны. Сейчас их становится все меньше, но они образец настоящего мужества. Эти люди победили тогда очень дорогой ценой. Хочется пожелать им крепкого здоровья. Во-вторых, я поздравляю ветеранов Вооруженных сил, которые отдавали долг родине в военных конфликтах. Им тоже желаю здоровья, держаться в наши непростые времена, не жить только ностальгией по прошедшей службе, а найти себя в гражданской жизни. И, в-третьих, конечно, хотелось бы поздравить действующих военных от солдата и матроса до генерала и адмирала. Успехов, удачи, здоровья, мирного неба нам всем над головой, и чтобы не было потерь у тех, кто защищает нашу великую Родину.
Смотрите также:
- Жить здесь и сейчас. Как наслаждаться сегодняшним днем, расскажет психолог →
- Бизнес-леди Анна Власова: «Творить, удивляться и не сдаваться!» →
- Цензура нужна: людям не всё можно показывать →