Крупнейший муниципальный перевозчик Новосибирска – МКП «Горэлектротранспорт» – работает в убыток. Как вывести предприятие из финансового «пике», думали члены постоянной комиссии Совета депутатов Новосибирска по городскому хозяйству.
Где обновлять пути?
«Для меня трамвай – самый удобный транспорт, он в пробках не стоит. Народу не так много, нет такой давки, как в автобусах и метро, можно и с колясками, и с сумками комфортно ехать, – говорит жительница Новосибирска, молодая мама Алёна ХУДЯКОВА. – Вот только трамвайчики наши уж очень «страшненько» выглядят. И холодно в них зимой ездить».
Есть и другие проблемы: из 146 км трамвайных путей 50 находятся в аварийном состоянии. Особо плачевная ситуация на улицах Волочаевской, Связистов, Зыряновской. Для восстановления одного километра пути требуется не менее 17 млн рублей. А ежегодно необходимо ремонтировать более 7 км трамвайных путей. В прошлом году из-за отсутствия средств капремонт вообще не проводили.
Несмотря на финансовые трудности, в прошлом году впервые за много лет в Новосибирске была сдана в эксплуатацию новая двухпутная трамвайная линия от улицы Титова до нового жилмассива «Чистая Слобода». Также удалось закончить реконструкцию трамвайных путей на пересечении улиц Сибиряков-Гвардейцев и Вертковской, восстановить разворотное трамвайное кольцо на площади Маркса.
Где взять средства?
Тариф – 18 рублей, – несмотря на многочисленные просьбы перевозчиков, не меняли несколько лет. Между тем, как утверждают специалисты, себестоимость перевозки одного пассажира в 2016 году составила 22 рубля. В итоге убыток от перевозки пассажиров в прошлом году МКП «ГЭТ» вылился в 329 млн рублей.
К слову, в Санкт-Петербурге тариф на все виды транспорта 40 рублей, в Казани и Самаре – 25 рублей, в Челябинске – 23 рубля, в Омске – 22 рубля.
«Трамвай – перспективный вид транспорта, за ним большое будущее, если говорить о проекте «Скоростной трамвай», – считает депутат Совета депутатов Новосибирска Иван КОНОБЕЕВ. – Но если не вкладывать сюда средства, город может вскоре лишиться этого вида транспорта. Необходимо выделять предприятию бюджетную субсидию».
Но где взять эту сумму? Депутаты считают, что есть три пути решения проблемы – обратиться к правительству региона за бюджетной субсидией, повысить тариф на перевозку пассажиров, ввести терминальную систему оплаты проезда, упразднив кондукторов.
«Мы ставим перед собой задачу сохранить городской электротранспорт, – говорит председатель постоянной комиссии Совета депутатов Новосибирска по городскому хозяйству Игорь КУДИН. – Для этого необходимо, чтобы предприятие было рентабельным. Мы очень рассчитываем на помощь правительства региона. Город в одиночку с такой финансово ёмкой задачей не справится. В ближайшее время мы разработаем обращение к губернатору и председателю Законодательного собрания НСО с просьбой оказать предприятию господдержку в виде бюджетной субсидии».