Мощная атака американской еды сомнительной пользы на наш рынок общепита может окончательно вытеснить более здоровую русскую кухню.
Почему своё не в тренде?
В последние годы рынок общественного питания в регионе стремительно развивался. Только в прошлом году открылось 90 новых кафе и ресторанов.
Лариса Яркова, заместитель министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, рассказала: «На 1 января 2014 года зарегистрировано 2597 предприятий общественного питания, большая часть которых (1300) находится в Новосибирске. В мегаполисе 40 мест на каждые 1000 жителей — это как раз на уровне общероссийского норматива по обеспеченности».
Всё в порядке и с рентабельностью этих предприятий: в прошлом году их общий товарооборот достиг 16,7 млрд рублей. Говоря другими словами, новосибирцы любят кушать не дома. Есть только одна проблема: в меню местных предприятий, как правило, совсем небольшое количество блюд русской кухни. Между тем не японская, средиземноморская или китайская, а именно русская кухня, как считают врачи-диетологи, лучше всего подходит сибирякам, нашему генотипу, который складывался тысячелетиями. Но она сегодня не в моде.
Максим Сырников, председатель фонда сохранения русской кухни «Русская поварня», писатель, разводит руками: «Сейчас в ресторанном бизнесе России, а тем более во всём мире почему-то русская кухня не в тренде. Наверное, потому что только мы и знаем из нашего детства школьных столовых незатейливые щи, простые каши да кисели. Между тем те же блюда можно приготовить таким образом, что они становятся достойными высокой ресторанной кухни. Я всегда предлагаю иностранцам (и им очень нравятся) наши разные блюда. Например, гурьевские каши, тельное, калиточки северо-русские, валаамские щи с белыми грибами и ещё многое другое».
Еда для толстяков
Но как вернуть народу любовь к своему родному и более здоровому питанию, если гамбургерные сети дешёвой, но не очень здоровой еды скоро охватят мегаполис? Еды, которая превратила целую американскую нацию в толстяков. Эпидемия ожирения грозит и россиянам, подсевшим на гамбургеры, фастфуды, газированные сладкие напитки и мороженое на пальмовом масле… Запретить?
«У нас свободный рынок, — говорит Лариса Яркова. — Правительство НСО заинтересовано в инвестиционных вливаниях, поэтому доступ в наш регион «Макдоналдсу» и «Бургер Кингу» открыт, как и любым другим брендам. Другое дело, что нужно поднимать культуру питания и престиж профессии повара».
В Новосибирске это стараются делать: в этом году тема «Весеннего кулинарного кубка», который состоится в апреле,— русская национальная кухня. Этот кулинарный конкурс, проходящий в столице Сибири один раз в два года, становится довольно популярным: прошлый раз география участников простиралась от Красноярска до Перми. Наталья Пятых, директор «Сибирской гильдии шеф-поваров и шеф-кондитеров», рассказала, что победители «Весеннего кулинарного кубка» получат сертификаты на участие в 12-м чемпионате России по кулинарии и сервису, который пройдёт в сентябре в Москве.
«Задача рестораторов, — считает Максим Сырников, — собрать лучшие рецепты приготовления блюд русской кухни и внедрять их в своих ресторанах и кафе. Чтобы народ понял, что своё — самое лучшее».
Новосибирский конкурс не только для профессионалов. Наталья Пятых сообщила, что впервые в истории заявки на участие в нём будут приниматься и от поваров-любителей. Для них — 7 номинаций. Будут, конечно, и мастер-классы и конференции. Задача —приобщить сибиряков к культуре питания. Но окончательный выбор всё-таки за народом: есть блюда своей родной кухни или американский фастфуд.