Мегаполисы против
Более 50% жителей крупных городов России готовы выступить активными участниками в распространении информации об ограничении продажи алкоголя несовершеннолетним. Еще 39% опрошенных сказали, что эта проблема должна решаться исключительно контролирующими органами и всего 5% дали ответ: «Мне это безразлично». Таковы данные социального эксперимента Проекта«.NET», направленного на предотвращение продажи пива несовершеннолетним.
В исследовании приняли участии более 1000 человек из трех российских городов: Екатеринбурга, Новосибирска и Калининграда. Задачей эксперимента было выяснить, становятся ли рядовые покупатели свидетелями продажи алкоголя несовершеннолетним, как часто представители торговли просят молодых людей предъявлять документы, а также какова гражданская позиция сторон – покупателей и продавцов – в этом вопросе.
«Это –общая ответственность не только сотрудников торговых сетей, правоохранительных органов, производителей, но и каждого гражданина. Отрадно, что сегодня многие проявляют в данном вопросе активную позицию, касательно не только распространения информации, но и практических действий. В нашем эксперименте мы, среди прочего, интересовались тем, как жители городов поведут себя в ситуации, когда молодой человек, которому на вид менее 18 лет, пытается купить алкоголь. Большинство респондентов выразили готовность проявить гражданскую ответственность и так или иначе вмешаться в ситуацию», – говорит Екатерина Старикова, координатор программы «.NET».
Ответ - нет
Так, на вопрос:«Представьте, что Вы находитесь в магазине, и к Вам подошел молодой человек с просьбой купить ему алкоголь. Как Вы поступите?»- 67% опрошенных ответили, что откажут без объяснений причин. Еще 17% сказали, что сами проверят документы и в случае, если обратившемуся больше 18 лет, пойдут ему навстречу. 10% опрошенных обратятся к охране магазина и лишь 5%- без проблем купят алкоголь, если молодому человеку на вид больше18 лет.
Также участников эксперимента попросили смоделировать такую ситуацию:«Представьте, что Вы стоите в очереди на кассу. Продавец продает бутылку пива молодому человеку, но не просит паспорт. Как Вы поступите?». Почти половина опрошенных ответили, что вмешиваться не будут. Из них 30% пояснили, что никак не отреагируют, так как у продавца больше опыта в определении возраста «на глаз», а 15% заявили, что им «все равно». Впрочем, 28%опрошенных в подобной ситуации скажут продавцу, что следует попросить у молодого человека паспорт, но настаивать не будут, и лишь 15% напомнят кассиру, что он нарушает закон и будут настаивать на необходимости спросить документы. Еще 7% заявили, что обратятся к охране магазина.
В Калининграде ровно треть (33%) опрошенных готовы всецело положиться на опыт продавца и никак не реагировать, если тот не будет требовать документы у молодого покупателя алкоголя. Почти половина – 45% – вмешаются и попросят продавца удостовериться в совершеннолетии покупателя. Но лишь 15% будут настаивать на этом.
В Новосибирске наибольшее количество граждан заявили, что будут настаивать на том, чтобы продавец спросил у молодо выглядящего покупателя паспорт – 19% опрошенных. 28% ответили, что никак не отреагируют, поскольку у продавца больше опыта в определении возраста «на глаз», ровно столько же опрощенных сказали, что напомнят продавцу о его обязанности, но настаивать не будут, так как это не их дело.
Опрос проводила компания OnlineMarketIntelligence по четырем возрастным группам: 18-25 лет; 26-35 лет; 36-45 лет и старше 45 лет. Количество респондентов было распределено поровну среди данных четырех групп, при этом в каждой группе не менее 45% опрошенных составляли мужчины.
О проекте
Проект «.NET» – социальный проект, стартовавший в России в июле 2012 года по инициативе компании HEINEKEN.
Идея проекта, целью которого является предотвращение продажи пива несовершеннолетним в розничных торговых сетях через эффективное исполнение законодательных запретов и ограничений, заключается в повышении личной ответственности каждого гражданина и его готовности изменяться самому и изменять мир вокруг себя.
«.NET» – это комплекс обучающих программ и тренингов для кассиров, работников торговых залов и специалистов по персоналу. В ходе обучения они не только знакомятся с действующим законодательством, ограничивающим продажу пива несовершеннолетним, но и учатся применять его на практике, преодолевать психологические барьеры, мешающие сказать уверенное «НЕТ» подростку.
Проект реализуется в Новосибирске, Екатеринбурге и Калининграде.
Подробнее о Проекте на сайте: https://sustainabilityrussia.ru
Компания OMI (OnlineMarketIntelligence) – это ведущая российская компания, предоставляющая комплексные решения для онлайн исследований. Компания работает с 2007 года. За это время было реализовано более 6 500 проектов. OMI — единственная в России исследовательская компания, сертифицированная сразу по двум стандартам ISO: 20252 & 26362.