Новосибирск, 24 июня – АиФ-Новосибирск. О сложностях в строительстве фонтанов, уникальных решениях и о том, какие сюрпризы ждут любителей водной феерии в ближайшее время, рассказывает директор МУП «Городской фонтан» Леонид ЗОТОВ.
Физика без лирики
nsk.aif.ru: – Как противостояли весенним погодным условиям в этом году?
Л.З.: –Мы живет не по погоде, а по распоряжению. Даже несмотря на то, что в этом году май настойчиво прикидывался ноябрем, на календаре была весна. А значит – «расшибись, но будь добёр» запустить водную феерию! Но с задачей мы справились – фонтаны начали работать как всегда, 8 мая. Правда, по-настоящему насладиться красотой водной феерии новосибирцы смогли всего лишь несколько дней назад – осенние погоды не располагали к спокойному созерцанию.
Запуск комплекса фонтанов на набережной Оби тоже произошел по плану – 1 июня. Честно говоря, с некоторым опасением жду осени – дело в том, что ремонтная база, на которой «зимовал» комплекс плавучих фонтанов, этим летом ликвидируется. Где будем держать сооружение зимой – неясно. Есть два приемлемых варианта, но в каждом есть свои недостатки – либо у базы маломощный кран, либо она плохо охраняется…. За этими размышлениями я уже перестал замечать красоту нашей работы. Какая уж тут лирика – одна суровая действительность.
nsk.aif.ru: – Но как же творчество?
Л.З.: – А никак! Творить можно только по ночам или в перерыве между разговорами с поставщиками и строителями. Остановишься на мгновение, отметишь про себя - вот он, момент истины, и дальше – договариваться о поставках оборудования, находить участки под фонтаны и т.д. Еще можно творить ночью, в так сказать, нерабочее время. Аллегория с рабом на галерах последнее время меня преследует… Подумать некогда!
Топ-5 интересных фактов о фонтанах Новосибирска>>>
Сегодня меня занимает одна идея: предмет – шар или куб – держится только на потоке струй, и только силой напора воды он поднимается, перекатывается по акватории фонтана…Боюсь загадывать, но надеюсь, что в ближайшие два года мы сможем подарить это зрелище новосибирцам.
Денег, информации и патронов всегда не хватает!
nsk.aif.ru: – Почему занялись строительством фонтанов?
Л.З.: – Первый фонтан в Новосибирске появился у театра «Глобус». Это было экономически сложно для нашего города. Я, будучи депутатом Горсовета, выступил с предложением к 100-летию Новосибирска построить фонтан. Председатель Новосибирского Горисполкома Иван Иванович Индинок эту идею поддержал, и, несмотря на довольно бурное противостояние депутатского корпуса, были выделены небольшие средства на строительство фонтана в феврале 1992 года. Финансирование было, прямо скажем, скудное, поэтому вначале мы построили фонтан на базе градирни, которая была предназначена для охлаждения театра «Глобус». Кондиционеры тогда работали на воде.
Я, честно скажу, не ожидал, что возглавить строительство фонтана поручат мне – это была только красивая идея, разработка которой поставила меня в некоторый тупик… Но мне посчастливилось встретить Михаила Сергеевича Сухомлинова – одного из лучших «фонтанеров» страны. В то время ему было 84 года, но он был полон сил и идей: учил меня строить фонтаны… В каком цейтноте мы работали! Нам постоянно не хватало времени. И патронов – эта шутка подразумевала, что с достаточным количеством военной техники мы смогли бы заставить наших поставщиков привезти оборудование в срок…. До запуска фонтана оставалась всего неделя, и мы явно не успевали к празднованию 100-летия Новосибирска. Тогда Индинок дал задание одному из своих заместителей, который и пригнал нам на подмогу батальон солдат. Работали днями и ночами, но фонтан открыли в срок!
К следующему юбилею Новосибирска мы построили комплекс фонтанов на воде. Все началось с очередной красивой идеи – хотелось сделать фонтан с большой высотой подъема струй, хотя бы тридцать метров. В «сухопутных» фонтанах это сделать невозможно, а в реке – неограниченный объем воды. Но каждый метр подъема воды достигается только увеличением диаметра струи, а значит – увеличением массы воды. Насос, работающий на одну струю, потребляет количество энергии, необходимой для освещения пятиэтажного дома! С техническими условиями, превышающими все мыслимые возможности электросетей, я пошел к Валерию Георгиевичу Томилову, в то время он руководил компанией «Новосибирскэнерго». Когда я сказал ему, что в пике три фонтана будут потреблять пятьсот киловатт, он начал интересоваться моим душевным здоровьем. Я стал расписывать, какое это будет уникальное сооружение, какую радость оно принесет горожанам… Томилов подписал условия и лихо послал бумагу через стол! После этого жеста я морально не имел права провалить затею с водными фонтанами.
Вопросов, связанных с конструкцией фонтана было великое множество. Начнем с того, что насосов, работающих в воде, тогда не было в принципе. Обычные насосы (их десять) поместили в трюм, но надо было решить вопрос их охлаждения и герметичности трюма. А как подвести к плавучим фонтанам электроэнергию? А если струя будет слишком тяжелая, и фонтан уйдет под воду? Как обслуживать, чтобы можно было удобно и быстро ликвидировать неисправности?
Надо было сделать пробный фонтан. Сургут откликнулся на наше предложение, и мы построили первый плавучий фонтан там, на реке Сайме. Когда Владимир Городецкий увидел его, поставил ультиматум – сургутский фонтан перевезти в Новосибирск. Но все же решили сделать на Оби новый комплекс, в котором учли все недостатки «первого блина», например, в два раза увеличили высоту струи. Опять, кстати, депутатский корпус активно сопротивлялся строительству водной феерии. Но Городецкий настоял на своем, фонтан был открыт вовремя.
nsk.aif.ru: – Что нам ждать в этом году?
Л.З.: – Открываем цветной фонтан на пересечении улиц Гоголя и Селезнева. Его особенность в том, что все тридцать три струи будут мощными. В других фонтанах сильные потоки воды есть в лишь в нескольких струях, остальные «работают» для обрамления, создания впечатления. Новый фонтан будет самым мощным из «сухопутных» конструкций Новосибирска.
У фонтанов в Сибири особая судьба
nsk.aif.ru: – Есть ли особенности строительства фонтанов в Сибири?
Л.З.: – Наши фонтаны должны строиться очень просто и надежно, потому что им приходится противостоять погодному хаосу наших широт. Если несколько литров воды осталось в каком-либо трубопроводе, который, не дай Бог, проходит под землей – трубу порвет! На будущий год фонтан работать не будет. Такая история, кстати, произошла с фонтаном у ДКЖ. Если помните, там была площадка, но струи били «из земли» в хаотичном порядке. Ребятишкам, да и взрослым, очень нравилось это развлечение. Но вода осталась на зиму в трубопроводе, и он перестал функционировать.
Знаете, в фонтанном деле, как, кстати, и во всяком другом, мы сталкиваемся с постоянным противостоянием порядка и хаоса. Есть фундаментальный закон – когда температура понижается, возникают потоки хаоса, которые воздействуют на данное техническое устройство. Наша задача так спроектировать систему, чтобы она могла противостоять хаосу. Но вовсе обезопасить сооружение от потока холодной энергии нельзя, увы, как бы ни старались.
nsk.aif.ru: – Что вы называете хаосом?
Л.З.: – Непредвиденные мелкие и крупные поломки. Например, кабель, проложенный внутри фонтана в одной из лампочек, работал исправно несколько лет. Никто его не трогал, и вдруг там произошло короткое замыкание. Что произошло? Когда-то, видимо, на него попали капли воды, зимой изоляцию порвало, а сегодня он вдруг перестал работать. Отследить, как ведет себя каждый провод, каждая гайка сложно, поэтому работа по обслуживанию фонтанов ведется круглый год.
30 октября заканчивается консервация водных систем, а уже 1 ноября начинаются работы по расконсервации, которые продолжаются до 1 апреля. Все так сурово – мы не можем себе позволить ни дня простоя! Например, у фонтана перед ГПНТБ зимой в насосной станции под землей сидят два человека. Они трудятся, несмотря на жуткий мороз, даже в - 40! Один из них проверяет светильники – раскручивает каждую лампочку, удаляет оттуда влагу, зачищает контакты, включает-выключает… За зиму он подготавливает к работе 5 тысяч осветительных приборов. Другой проверяет исправность насосов. Это тяжелейший труд, но у нас в компании работают пассионарии – люди, страстно влюбленные в свое дело.