На прошлой неделе в Новосибирск приехал желанный гость из Иркутска – пианист Денис Мацуев. Он дал концерт в зале Каца, который по такому случаю в очередной раз был забит до отказа, а юные новосибирские музыканты смогли посетить репетиции виртуоза. Может быть, кто-то из них тоже станет стипендиатом межрегионального благотворительного фонда «Новые имена», который с 2008 года возглавляет Денис Мацуев – один из первых его стипендиатов. Корреспондент «АиФ-Новосибирск» пообщался с пианистом и узнал много интересного о классической музыке и ее популяризации.
Наши на афишах
Светлана Фролова, «АиФ-Новосибирск»: Как вы ищете талантливых детей по всей стране?
Денис Мацуев: Фонду «Новые имена» на будущий год исполнится тридцать лет. Когда в 1989 году Иветта Воронова поехала по всему Советскому Союзу собирать команду молодых исполнителей – меня, например, нашли в Иркутске и пригласили в Москву. Такая помощь и по сей день предоставляется молодым талантам. А мы – те, кому она когда-то помогла, – дали негласную клятву Иветте Николаевне, что будем продолжать её дело: теперь наша миссия заключается в том, чтобы раскрывать молодых, помогать им правильно развиваться. Но самое главное – сначала найти эти искорки.
Фонд «Новые имена» – это абсолютно беспрецедентная «семья». В Новосибирске мы несколько лет назад отбирали детей. Надеюсь, что в будущем году мы приедем вместе с замечательными педагогами, они будут проводить свои мастер-классы, по итогам которых мы вручим свои стипендии, инструменты и будем давать детям самое главное – возможность выступать на сцене. Быть востребованным и вариться в среде себе подобных – вот что для талантливого ребёнка действительно очень важно.
Сейчас, если вы увидите на афише России или любого другого зала мира русское имя – это на 99% выходец из нашей «семьи». Начиная с Алексея Огринчука и Аркадия Володося – все музыканты моего поколения – это выходцы из «Новых имён». Один из последних – Иван Бессонов. Его мы послали на «Евровидение». В общем, если видите на афише русское имя – это наши люди.
Светлана Фролова: Недавно в Иркутске отгремел очередной музыкальный фестиваль «Звёзды на Байкале», организатором которого тоже являетесь вы. Каковы главные условия создания такого грандиозного праздника?
– Во-первых, любовь к своей земле, потому что Иркутск для меня – самое уникальное место на планете. Каждый раз, когда происходит закат и нужно уезжать на следующий день в Москву, у меня начинается истерика: потому что я не хочу уезжать из своего дома, от друзей, с Байкала. Так было в 1991 году – когда мне нужно было ехать в Центральную музыкальную школу в Москву. И когда я придумал этот фестиваль в 2004 году – это в первую очередь было возможностью показать своей любимой публике уже тех друзей, дорогих музыкантов, которые никогда в Иркутске и не были. Сразу приехали Спиваков, Образцова, Ротенберг, Федосеев... И я был один из самых счастливых людей. Потому что мои родственники – а всех живущих в Иркутске я считаю своими родственниками – увидели и услышали вот это. И теперь, за эти 13 лет фестиваль действительно стал очень серьёзным. Я рад за Вадима Репина, который здесь проводит свой фестиваль, и прекрасно понимаю, что это нелегко. Но я уверен, что всё у него получится – потому что это тоже всё родное. Кстати, Новосибирск для меня не менее родной город, чем Иркутск, потому что столько здесь было переиграно, столько у нас здесь возникло взаимоотношений с потрясающей публикой. Я всегда говорю что сибиряки – это национальность, и всегда буду это утверждать.
– На фестивале, который проходит в начале осени, вы предлагаете гостям нырнуть в Байкал. Как появилась эта традиция?
– Местные это не очень практикуют, честно говоря. Но я попробовал на одном из первых фестивалей, когда Гергиев приехал и занырнул – он любит холодную воду. И я тоже с ним прыгнул. Никто не заболел, зато был невероятный концерт. Какой-то драйв был – особенно после Байкала. После этого индийский дирижёр Зубин Мето, которому 80 лет! – тоже не избежал этого соблазна. Я потом самолично отпарил его в бане. Но, конечно, это чудо, потому что Байкал – совершенно магическое место на земле. И не только потому, что это самое глубокое озеро и самая чистая вода в мире! Он ещё и даёт уникальную энергетическую подпитку. Мне хватает того заряда, который я получаю на фестивале, на полгода.
Классику – людям!
– Новосибирск чем-то выделяется среди гастрольных городов?
– Особые отношения у нас были с гениальным Арнольдом Кацем, который 20 лет назад аккомпанировал мне в финале конкурса Чайковского. Наша дружба началась мгновенно. Я преклонялся всегда перед его личностью. Потому что создать такой оркестр не в Москве и не в Петербурге мог только человек с особым масштабом личности и таланта. И с оркестром мы много переиграли. Вот все говорят: у тебя сейчас много публики. Я отвечаю – это результат большого долгоиграющего любовного романа, потому что для меня успех в нашей стране – это не сиюминутное какое-то озарение, а долгоиграющие серьёзные отношения. Каждый выход на сцену – это огромное удовольствие и в то же время – огромное испытание.
– А между тем у молодёжи сейчас популярны рэп-исполнители… Как вы относитесь к «другой» музыке, не академической?
– Я не из тех, кто будет клеймить всё, что не связано с академической музыкой. Уверен, что в каждом жанре есть свои талантливые люди, не случайно имеющие популярность во всём мире. Кстати, рэп мне, допустим, ближе, чем поп-исполнители. Не говоря уже о рок-музыке, которая очень близка. Я большой поклонник классического рока! И знаком со многими великими рок-музыкантами. Но рэп – это же скорее такая мелодекламация в разном ритме. Я бы не назвал это музыкой... Это поэзия в «долбёжке».
Но тем не менее я очень часто думаю: вот люди просыпаются утром, садятся в свои машины и включают радио – радиостанции, которые друг от друга, особенно в регионах, не отличаются совершенно ничем. У нас практически полностью отсутствуют в регионах классические радиостанции. Но поверьте, огромное количество людей, которые хотят слушать классическую музыку – простые смертные. Только в Москве есть радио «Орфей» – которое, к сожалению, не ловится нигде в регионах, – и этот вопрос нужно обязательно решить! Ведь когда говорят о привлечении новой публики в залы академической музыки – вот с этого всё начинается, с радио. Такие проекты, как «Синяя птица», – это же тоже просто бомба, прорыв на нашем телевидении: говорили, что академическую музыку не слушают массы. И получилось так, что в прайм-тайм, в воскресенье на федеральном канале звучит классическая и джазовая, народная музыка в исполнении феноменальных детей, и это смотрят десятки миллионов человек! Вот вам доказательство того, что уже не все хотят слушать то, что звучит в машинах с утра.
– А что вы сами слушаете в автомобиле?
– Я не слушаю: у меня внутри всегда звучит музыка.