Примерное время чтения: 4 минуты
631

Оплот христианской культуры

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. АиФ на Оби 12/06/2019
Возведением собора руководили тобольские ямщики братья Иван и Козьма Черепановы – личности поистине легендарные.
Возведением собора руководили тобольские ямщики братья Иван и Козьма Черепановы – личности поистине легендарные. Министерство культуры Омской области

Воскресенский собор стал первым каменным зданием города, построенным на месте обветшавшей деревянной церкви. Его возведением руководили тобольские ямщики братья Иван и Козьма Черепановы – личности поистине легендарные.

Воскресенский собор возводили в составе Омской крепости. Это был военный храм. Величественный собор призван был обозначить освоенность территории Сибири христианской цивилизацией. Факт заложения церкви в день Воскресения Христова в 1769 году, ставший престольным праздником собора, определил важность Омской крепости как оплота христианской культуры. Историю Воскресенского собора по крупицам собрали участники общественного проекта «Омская земля» под руководством Даниила Лапина.

Здесь были Достоевский и Врубель

Изначально Воскресенский собор в Омске имел вид башни с куполами, рядом с которой была выстроена достаточно высокая колокольня. Соборная колокольня использовалась в военных целях как наблюдательная вышка.

Строительство собора было завершено в 1773 году. В 1832 году Воскресенский собор в Омске перешёл в собственность Военно-инженерного ведомства.

В период отбытия сибиркой каторги храм посещал писатель Фёдор Достоевский. Здесь же крестили великого русского художника Михаила Врубеля.

16 января 1895 года Воскресенская церковь была переименована в Омский кафедральный собор.

С середины XIX века при Воскресенском соборе существовала одна из лучших в Сибири духовных библиотек, которой могли пользоваться представители всех чинов и сословий. В 1908 году библиотека насчитывала 1875 томов. Здесь же хранились древние казачьи знамёна 1711 года и реликвии, подаренные Омску императрицей Екатериной II.

Восстановление храма

В 1927 году Воскресенский собор прекратил функционировать как храм. Большевики намеревались устроить здесь музей атеизма.

Верхняя часть и колокольня были разобраны, иконостас сломали, каменную ограду с чугунными решётками снесли. Иконами, ликами кверху, большевики застелили пол. В числе церковных реликвий, погибших под подошвами красноармейских сапог, была суворовская икона, принадлежавшая отцу великого полководца, а также уникальные иконы кисти художников Черепановых, на которых были изображены архангелы с типом лиц сибирских казаков и в казачьих папахах.

Храм снесли во время строительства дома по ул. Спартаковской, в 1950-е годы.

Собор восстановили в 2016 году, приурочив это событие к 300-летию Омска. В день первой литургии один из членов Омского землячества в Москве подарил храму родного города старинный список Тихвинской иконы Божией матери.

По преданию, образ Пресвятой Богородицы явился жителям Тихвина в 1383 году.  Первыми чудо увидели рыбаки, когда икона плыла над Ладогой. Верующие со священником вышли на берег для того, чтобы с молитвой обратиться к святому образу. На месте, которое выбрала сама Богородица, вскоре возвели деревянную церковь Успения.

Летопись ямщика Черепанова

Семья тобольских ямщиков Черепановых сыграла заметную роль в культурной и градостроительной жизни Сибири. Посетивший в 1773 году Тобольск академик Фальк писал: «В Тобольске познакомился с учёным ямщицким семейством. Ямщик Косьма Черепанов зажиточный и умный человек, приобретший познания в науках собственным домыслом, и особенно искусный резчик и зодчий, имеет хорошие сведения в математике, механике, истории и точных науках». Именно Кузьма Черепанов спроектировал Воскресенский собор в Омске. Отделкой и росписью занимался его сын Александр. Он живописец-самоучка, расписывал церкви, писал портреты.

Брат Кузьмы Черепанова Иван занимался составлением летописи, не бросая в то же время своего ямщицкого ремесла. Черепановы были владельцами обширной библиотеки, состоявшей из 400 книг.

Сибирская летопись Ильи Черепанова написана обыкновенным книжным языком XVIII столетия и начинается рассказом о родословии Ермака. По этому рассказу дед Ермака Афанасий Григорьевич Аленин был посадский человек города Суздаля, а отец его Тимофей переехал жить в вотчины Строгоновых и слыл Повольским; сам же Василий Тимофеевич получил прозвание Ермак, что значит таган, от своих товарищей судовых рабочих, с которыми работал на реке Чусовой, среди которых он был постоянно артельным кашеваром. Рассказ этот, заимствованный, по собственному признанию автора, из «некоторой Сибирской истории» и составленный «якобы по собственному объявлению Ермака», не вошёл ни в одну из более старых летописей.

Списки Черепановской летописи хранятся в Императорской публичной библиотеке, в библиотеке Тобольской духовной семинарии, в библиотеке Московского общества истории и древностей российских, в главном Московском архиве Министерства иностранных дел. Местонахождение подлинника неизвестно.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах