Просветительская экспедиция «НОВО-СИБИРСКИЕ ОТКРЫТИЯ-85», посвященная юбилею Новосибирской области, продолжает свои путевые записки. День второй. Колыванский район – живая история: погружаемся в старину и кормим страусов.
Наш автомобиль мчится по направлению к Колывани. По обеим сторонам дороги мелькают то стройные ряды сосен, то уже вовсю покрывшиеся свежей зеленью березовые пролески. Природа здесь богата на живописные пейзажи – как будто специально для любителей выездов на природу.
И вот уже, сияя куполами церквей, зазывая кружевными наличниками, нас встречает шумным ярмарочным весельем гостеприимная Колывань.
Колывань – поселок, с которым связано множество историй и легенд. Это про него журналист М. Никитин заметил: « В таких городах небо близко».
И здесь в 1910 – 1913 годах начал свою трудовую деятельность в должности учителя математики Колыванского двухклассного городского училища будущий писатель А. Волков, автор «Волшебника Изумрудного города».
«Этой ярмарки краски»
Субботний день 21 июня для поездки в Колывань мы выбрали не случайно. Оказавшись на центральной площади поселка, мы словно перенеслись на машине времени на 130 лет назад.
Именно столько лет в этом году знаменитой «Козьмодемьяновской ярмарке».
Впервые ярмарка прошла в Колывани в 1892 году и была названа в честь святых Козьмы и Дамиана.
Колыванские мастера везли на ярмарку свои изделия – посуду, корчаги и крынки, прозванные «колыванками», которые в начале ХХ века славились не только в России, но и в Китае, и в Монголии.
А маслоделы — вкуснейшее сливочное масло, которое скупалось купцами и целыми обозами отправлялось в Западную Европу, где пользовалось повышенным спросом, так как его качество было гораздо лучше местного.
Колыванские веревочники же изготавливали из пеньки прочнейшие веревки разной толщины — от тоненькой бечевки до корабельных канатов, такого качества, что о них знали даже при царском дворе.
В советские годы дореволюционнгые ярмарочные традиции, равно как и ремесленные секреты, были во многом утеряны.
7 лет назад энтузиасты решили возродить и традиционные ремесла, которыми славилась Колыванская земля, и ярмарочную культуру с ее скоморошной театральностью и зрелищностью.
И все же такого размаха, как в этот юбилейный год, признаются колыванцы, они до сих пор не видели.
Не успели мы дойти до конца первого ярмарочного ряда, как увидели надвигающееся ярмарочное шествие, которое возглавляла живописная подвода: лошадь под украшенной цветами сбруей, горделиво вышагивала под пение сидящих на телеге матрон в ярких русских сарафанах.
Ай да-ну, да-ну, да-най! – раздаются за подводой знакомые цыганские напевы: это, пританцовывая в такт песне, зажигает цыганский ансамбль с «медведем». А совсем рядом кружится яркий хоровод с лентами, наполняя площадь праздничным духом старинных ярмарок.
Достигнув площади, шествие трансформируется в яркое концертное шоу. На сцене поочередно звучат зажигательные мелодии всех народов, которые живут в нашем регионе. Устоять на месте просто невозможно!
Так же, как невозможно отойти от ярмарочных палаток без покупки – душистый мед, буженина, колбасы и другие продукты сельских производителей.
Но самое интересное здесь для любителей «handmade» и всего аутентичного – это, конечно, ремесла: изделия из бересты, бисера, деревянная, глиняная посуда и еще много другой привлекательной всячины. А вот и они — знаменитые крынки «колыванки». Пока другие участники нашей команды фотографируют, успеваю прикупить «фирменный» сувенир.
Наступает и наша очередь поделиться с колыванцами полезной информацией.
Руководитель нашей экспедиции поднимается на сцену и напоминает зрителям, как можно практически до 1 минуты сократить время на оплату услуг «Новосибирскэнергосбыта».
«Официальный партнер проекта – Новосибирскэнергосбыт и приложение для оплаты ЖКХ – ПЛАТОСФЕРА. Новосибирскэнергосбыт и наша Новосибирская область – одногодки, Новосибирскэнергосбыт тоже отмечает в этом году свой 85-летний юбилей. Специально для удобства жителей нашей области Новосибирскэнергосбыт создал приложение для оплаты ЖКХ – Платосфера, а еще подготовил для вас отличный приз – годовой запас лампочек», — презентовал акцию наш продюсер.
И вот уже наш столик на площадке окружает множество желающих поучаствовать в лотерее. Счастливчики-победители с довольными лицами демонстрировали установленное приложение «Платосфера» и получали полезные призы.
Не меньше заинтересовала гостей ярмарки информация и от другого нашего партнера – как никак, самый сезон строительства.
АО «Искитимцемент» (управляющая компания – АО «ХК «Сибцем») – одно из ведущих предприятий цементной отрасли Сибири, предлагает потребителям 7 видов общестроительных цементов и 3 вида цемента для транспортного строительства.
Специалисты отмечают: к сожалению, в настоящее время на строительном рынке существует проблема распространения фальсифицированного цемента. А ведь при строительстве поддельный некачественный цемент просто опасен – объекты, возведенные из него ненадежны.
Подчеркнем, чаще всего в продажу поступает цемент в мешках, по цветовому оформлению напоминающих фирменную упаковку АО «Искитимцемент». При этом наименование изготовителя и указание на ГОСТ на них отсутствует, а вместо логотипа компании размещено изображение герба г. Искитима или надпись «г. Искитим». Мошенники продают поддельный цемент на стихийных рынках стройматериалов, на трассах в направлении дачных и коттеджных поселков, где идет новое строительство, а также в интернете.
Руководитель нашей экспедиции продемонстрировал фирменную упаковку продукции АО «Искитимцемент» и рассказал, как отличить подделку. Одно из главных правил при выборе цемента – совершать покупку в официальных магазинах и у проверенных продавцов.
А потом дети и взрослые с удовольствием отвечали на вопросы викторины. Например, о том, сколько топлива сжигается за год для обжига клинкера (скажем по секрету – в 2021 году цехом «Обжиг» потреблено около 125 млн м3 газа при этом в работе были не все 4 вращающиеся печи, при полной загрузке технологических линий расход составил бы около 200 млн м3).
Кстати, дочернее подразделение АО «ХК «Сибцем» – ООО «Сибирский бетон» считается одним из крупнейших поставщиков высококачественной бетонорастворной продукции в Сибири, с общей мощностью производственных подразделений – более 1 млн. кубометров бетонорастворной продукции в год. Компания производит бетонные смеси и строительные растворы всех классов и марок стабильно высокого качества. Наряду с цементниками «Сибирский бетон» борется с недобросовестными производителями смесей на рынке стройматериалов. Компания также рекомендует приобретать бетоны и растворы только у проверенных производителей, по цене не ниже рыночной и всегда требовать паспорт качества на продукцию.
Тем временем ярмарка шла своим чередом, рассказав всем гостям праздника о тонкостях производства гордости нашей области – сибирских строительных материалах, мы отправились навстречу новым впечатлениям.
Крынки, кружки и забавные игрушки
Впрочем, впечатления эти были непосредственно связаны с предыдущими. Потому что отправились мы в Дом ремесел «Слобода».
Кстати, именно благодаря его директору – Наталье Дружининой юбилейная ярмарка прошла с таким размахом и колоритом. Это она стала автором проекта по воссозданию атмосферы и традиций старинных русских ярмарок.
Увлеченная идеей возродить былую ремесленную славу Колывани, она 7 лет назад создала в поселке общественную организацию «Творческая Колывань», а к маю 2016 года совместно с единомышленниками подготовила к открытию Дом ремесел.
Так что, если на колыванскую ярмарку вы не попали, то за эксклюзивными авторскими вещицами ручной работы вам сюда.
Столы и полки двух небольших комнат заставлены аутентичной глиняной посудой, фигурками купцов и сделанными детскими руками милыми зверушками. А в углу горницы – настоящая русская печь. «Туристам так нравится эта печка!», — рассказывает Наталья Степановна.
После мастер-классов туристы за самоваром с удовольствием распевают под баян «Подмосковные вечера» и другие известные песни, — добавляет она.
По словам Натальи Дружининой, идея создать Дом ремесел пришла к ней, когда она еще работала начальником местного отдела культуры. «К нам приезжают туристы, хотят купить сувениры, а сувениров нет, никто их не делает, — вспоминает Наталья Степановна. – И я поставила себе задачу организовать дом ремесел, чтобы создавать рынок сувенирной продукции. А когда мы начали работать, то поняли, что начинать нужно с подготовки мастеров, которые бы любили Колывань, знали бы ее историю, и делали бы такие сувениры, которые бы отражали ее суть, возрождали, сохраняли и бережно развивали традиции прославленных колыванских ремесел».
Нужно создавать условия для возрождения интереса к ремеслу, растить мастеров с детства, считает Наталья Дружинина. Поэтому в Доме ремесел занимаются и дети. И Наталья Дружинина увлеченно рассказывает, как меняются колыванские ребятишки, которые начинают заниматься здесь. Какими внимательными, усидчивыми они становятся, как начинают видеть красоту и испытывать муки творчества, у них формируется духовный стержень.
Теперь, как в стародавние времена, здесь снова из поколения в поколение передают народную культуру, секреты народных ремесел. Валяние, лоскутное шитье, работа с берестой, лозой, глиной – даже за такой сравнительно короткий срок в Колывани удалось сделать многое, чтобы изначальная задача – иметь свои «фирменные», сделанные с любовью, колыванские сувениры была выполнена.
На прощанье Наталья Степановна дарит нам один из них – знаменитую «колыванку».
А знаете ли вы, что
- Колывань ведет отсчет своей истории с 1713 года — от возведения Чаусского острога. Служившие в нём казаки охраняли южную границу государства Российского от набегов кочевников.
- Пик развития Колывани пришёлся на 70-е – 80-е годы XIX века. Один за другим возникали заводы: салотопенные, свечные, мыловаренные, кожевенные, кирпичные. Строились мельницы, множились кузницы, мастерские разных ремёсел, велась торговля в более 80-ти магазинах и лавках.
- Все, кто из европейской России направлялся по Московскому тракту в Восточную Сибирь, на Дальний Восток, в Китай, обязательно следовали через Чаусский острог. Среди них известные учёные – первые исследователи Сибири: Д. Г. Мессершмидт, П. С. Паллас, И. П. Фальк, главный фортификатор (военный инженер) российской армии А. П. Ганнибал – «арап Петра Великого», прадед по материнской линии А. С. Пушкина; знаменитый капитан-командор Витус Беринг.
- Декабристы, осужденные на каторгу и поселение в Сибири, в течение 1826-1828 годов малыми партиями провозились через Колывань, останавливаясь на короткий отдых в этапной тюрьме.
- Во время переезда к новому месту ссылки в Ялуторовск декабрист М. И. Муравьёв-Апостол познакомился с жителем Колывани Тимофеем Петровичем Орловым, с которым затем состоял в переписке до последних дней жизни.
- Весной 1890 года, проездом на о. Сахалин, из-за разлива Оби с притоками в Колывани останавливался А. П. Чехов.
- В 1891 году, 19 мая, в Колывань прибыла изыскательская партия во главе с видным инженером-путейцем, известным писателем Н.Г.Гариным-Михайловским. Из Колыванской почтово-телеграфной конторы отправлялись сообщения в правительство о поисках и выборе места для моста, о ходе его строительства.
- Первый «Универсальный магазин» в Новониколаевске – будущем Новосибирске – был открыт в марте 1894 года колыванским городским головой, купцом I гильдии Евграфом Александровичем Жернаковым.
Кстати, Колыванский краеведческий музей расположен как раз в бывшем доме Евграфа Александровича. В нем сохранили фрагменты интерьеров кабинета купца, гостиной и буфетной, с мебелью, посудой, сувенирами и фотографиями семьи Жернаковых.
А еще, как рассказала директор музея Нина Линкова, в музее около 20 тысяч экспонатов.
Дорогами паломников
Колывань – место особое. Здесь сильны духовные традиции. Если спросить новосибирцев, что они знают о Колывани, большинство, скорее всего, вспомнит колыванский монастырь. Но есть здесь и еще как минимум две достопримечательности, которые заслуживают внимания тех, кто интересуется историей и культурой.
Об одной из них – соборе во имя Святой Живоначальной Троицы, который в этом году отмечает 155 лет и является памятником архитектуры регионального значения, нам рассказал его настоятель священник Димитрий Пасекунов
Строительство собора было знаковым событием для села, оно имело градообразующее значение. Собор был одним из самых больших в Томской губернии, куда относилась в то время Колывань, и одним из самых красивых.
Поводом закрыть храм послужил пожар, случившийся в ночь на 1 февраля 1932 года по неясным причинам. Новая власть обвинила священнослужителей в умышленном поджоге. С тех пор храм был закрыт.
В разное время здесь находились спортзал, клуб и другие учреждения.
В 2009 году полуразрушенный храм передали Новосибирской епархии. И уже с ноября того же года здесь начали совершать богослужения.
Работница церковной лавки Татьяна вспоминает, как все начиналось: «По центру храма оборудовали комнатку. Там не было ни воды, ни отопления, а холод — минус 40. Мы сделали электрическое отопление, потому что храм должен был функционировать».
«Из старинных икон, которые были в соборе до его закрытия, сохранилась только икона, именуемая «Неопалимая купина», — показывает отец Димитрий святыни храма. — Еще одна – икона Троицы, написанная в Троице-Сергиевой Лавре и освященная на мощах преподобного Сергия, вернулась к нам из Художественного музея. Мы не знаем, находилась ли она раньше в нашем храме, но это точно икона с колыванской земли, древняя икона».
Случилась во время реставрации и удивительная находка. «Когда разбирали второй этаж, — вспоминает настоятель, — в углу одного из кабинетов обнаружили икону Казанской Божией Матери. Она была в киоте, закрашена белой краской, ничего не было видно, видимо, так хотели ее спасти. Мы ее отреставрировали, и сейчас это еще одна из святынь нашего храма».
Еще одна достопримечательность появилась 11 лет назад всего в какой-то сотне метров от собора. Это памятник святителю Николаю Чудотворцу.
Под Покровом Пресвятой Богородицы и святого князя Александра Невского
Останавливаемся у ажурных монастырских ворот. Входим в ограду и попадаем в царство необыкновенного порядка и ухоженности, от которого и на душе сразу становится спокойно и радостно. Центральная аллея окружена аккуратными елочками и цветущими рябинами. За невысоким заборчиком, увитым зеленью — парники, в которых можно разглядеть виноградные лозы и ровные грядки.
А у ворот нас уже ждут. Насельница монастыря, монахиня Мария, увидев, что мы пытаемся понять, что за памятник виднеется неподалеку, рассказывает: это братская могила борцов за Советскую власть — жертв колыванского кулацко-белогвардейского восстания 1920 года.
Видя недоумение на наших лицах, матушка Мария поясняет, что памятник поставили давно, когда эта территория еще не принадлежала монастырю.
«Когда в Новосибирске в 1990 году решался вопрос о передаче территории Церкви, то некоторые сомневались: кто будет ухаживать за памятником? И там же в верхах прозвучал решающий аргумент: если отдадите участок верующим, они хоть приведут его в порядок, так как захотят, чтобы у них на территории было красиво и хорошо. Так и получилось». Так и соседствуют мирно в одной ограде те, кто боролся против веры и те, кто ее защищает.
«А вы знаете, что вы сюда пришли в необыкновенный год и в необыкновенный день?» — озадачивает нас наша гид неожиданным вопросом. Оказалось, что как раз сегодня день памяти расстрелянных 85 лет назад на Бутовском полигоне под Москвой. В 1937 -1938 годах были дни, когда за день расстреливали по 500 человек. Среди жертв — около 1000 верующих, и около 300 священнослужителей. А еще в этом году Церковь отмечает столетие со дня репрессий по поводу изъятия церковных ценностей.
Монахиня Мария рассказывает, что с возрождением обители в 1991 году было связано сразу несколько удивительных историй.
Например, именно в этом году впервые за всю историю Русской Православной Церкви ее Предстоятель посетил сибирскую землю. Им стал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Святейший Патриарх посетил крупнейшие города – Томск, Омск, Новосибирск. И вдруг отозвался на просьбу совершить молебен и освятить крест и закладной камень келейного корпуса первого в епархии монастыря в небольшом рабочем поселке Колывань.
«В Сибири мало мест, которые освящал сам Патриарх. И нам стало интересно, почему же он все-таки поехал в Колывань? Мы провели свое маленькое расследование, — улыбается матушка Мария, — И выяснили, что, поскольку он родом из Таллина, который в русских летописях до XII века назывался Колыванью, то это название было ему родным. К тому же, православный храм там – в честь святого князя Александра Невского. В том храме служил его отец. А здесь его приглашают в Колывань на территорию храма святого Александра Невского. Поэтому, может быть, это стало тем решающим обстоятельством, благодаря которому он сюда приехал».
По словам монахини Марии, сейчас в монастыре около 40 насельниц. Кстати, если вы думаете, что в монастырь приходят исключительно в пожилом или среднем возрасте, то это не так. «Господь может коснуться и человека зрелого, и человека молодого. К нам приходили девочки и в 16, и в 17 лет», — говорит матушка и добавляет: «Про одну я все время вспоминаю фонвизинского «Недоросля». Только тот говорил: «Не хочу учиться, а хочу жениться, а эта девочка сказала: «Не хочу учиться, а хочу в монастырь». И после 10 класса, пришла к нам».
Украшенный богатым и разнообразным орнаментом, храм весь наполнен необыкновенной благодатью, которую чувствует даже тот, кто незнаком с церковной жизнью. Кстати, и этот орнамент, и эти росписи сестры делали сами.
Они почти все делают сами. А если что-то не умеют, учатся. Писать иконы, шить облачения, сочинять стихи.
«Сестринский корпус мы сами топим углем. Хлеб стряпаем, соленья делаем», — рассказывает матушка. И с улыбкой вспоминает, как сестры оказались одними из первых в Колывани женщинами-водителями. Да не просто легковые машины водить учились, а сразу грузовики.
«Когда матушка настоятельница игумения Надежда (Еремина) отправляла нас учиться на водителей, мы пошли в местное ПТУ. В 1997 году курсы вождения в Колывани были только там. И в то время на весь поселок была только одна женщина, которая водила машину. А нам в ГАИ посоветовали идти учиться, чтобы было кого назначить старшей по гаражу. Одну не отправишь, поэтому матушка игумения отправила двоих», — вспоминает монахиня Мария.
«Те, как увидели нас, — улыбается она, — сказали: у нас нет легковых автомобилей, только грузовые. Поэтому вам делать у нас нечего. Боялись, что мы им легковые машины испортим. А в монастыре как раз «ЗИЛ 131» был. Матушка говорит нам: «Идите учитесь на «ЗИЛ». Мы пришли, говорим: хорошо, мы будем учиться водить «ЗИЛ» И тут уже преподаватель бросился к своему начальству: вы меня хоть увольняйте, а я двоих учить не буду. Тогда они сказали: у нас еще «КАМАЗ» есть. Пришлось одной сестре учиться водить «КАМАЗ».
Кстати, та сестра, которая на «КАМАЗе» училась, по словам матушки Марии, потом справлялась не хуже, чем профессиональный водитель. А позже выяснилось, что в детстве она мечтала быть водителем. Вот так Господь исполнил детскую мечту.
Прощаясь, сестры подарили нам на память альбом, посвященный православию на колыванской земле с множеством уникальных фотографий.
В гостях у страусов
Кто бы мог подумать, что в полусотне километров от Новосибирска можно встретить страусов. На настоящей страусиной ферме, где можно подойти буквально на расстояние вытянутой страусиной шеи. Впрочем, как рассказала хозяйка фермы, лучше этого не делать. Потому что любопытные, но весьма пугливые двухметровые птички с сильными ногами, способными разогнаться до скорости автомобиля, могут не только укусить, но и хорошо поддать лапой.
Лапой мы, к счастью, не получили, а вот наш продюсер, решивший с разрешения хозяйки, испытать силу страусиного клюва, со смехом признался, что это тоже весьма ощутимо. Да, чего не сделаешь ради эффектной видеотрансляции. Благо, Yota не подвела, и жертва была не напрасна.
Наскоро пьем чай и отправляемся к последнему пункту нашего колыванского путешествия.
В гостях у чатских татар
Проезжаем еще несколько километров, сворачиваем на грунтовую дорогу и через несколько минут попадаем в тихий и уютный уголок, где не так давно открылся этномузей «Усадьба чатского татарина».
Село Юрт-Ора невелико: две улицы, чуть больше сотни жителей. А ведь это одно из старейших поселений на территории Новосибирской области.
Чатские татары помогали русским переселенцам осваивать новый для них край, вместе строили остроги.
Теплый и тихий вечер. Председатель общественной организации «Сохранение наследия чатских татар» имам Навиль Шагабутдинов встречает нас у мечети. Аккуратная борода с проседью, проницательные, умные тёмные глаза, негромкий спокойный голос — Навиль Хасанович рассказывает историю создания усадьбы, перемежая рассказ мудрыми замечаниями о жизни, о вере, о мирном соседстве разных культур, воспоминаниями о своей семье и о своем детстве.
Это именно благодаря ему, задавшемуся целью сохранить культуру чатских татар, язык, с редким диалектом, который остался только в этой небольшой деревне, появились здесь и эта мечеть, и настоящая усадьба, воссоздающая быт этого народа, и обелиск воинам Великой Отечественной войны.
«Когда решил, что мечеть надо построить именно на этом месте, — рассказывает имам, — некоторые сельчане возражали, ведь здесь было почти болото. «Здесь самое грязное место», — говорили они. Но я сказал: «Было самое грязное, а будет самое чистое». И действительно, сложно поверить, глядя на живописную аккуратную мечеть с утопающим в зелени двором, что когда-то было по-другому».
Навиль Хасанович ведет нас к реке. От открывшегося простора, живописных пейзажей захватывает дух.
Но главным компонентом музейного комплекса стала воссозданная усадьба обычной семьи чатских татар напротив мечети. Ее Навиль Хасанович обустроил так, как когда-то был обустроен дом его родителей.
Заходим в рубленый дом с татарской печью, хозяева которого как будто вышли на минутку: в комнате висит национальная одежда, в углу рядом с кроватью под старинным покрывалом приютилась детская люлька.
Во дворе – летняя кухня, загон для скота, колодец, чулан. Навиль Хасанович с удовольствием рассказывает, как топили баню по-чёрному, про которую мы читали разве что в школьных учебниках истории, и показывает лодку-долблёнку, с которой рыбачили чаты, орудия труда.
А когда мы, утомленные, рассаживаемся за уютным столом в летней кухне, ставит перед нами огромные тарелки с ароматным вкуснейшим пловом и татарской выпечкой.
Солнце уже почти совсем село, когда мы прощаемся с гостеприимной усадьбой.
На обратном пути, проезжая по колыванским улочкам, успеваем заметить, какими одаренными и творческими были жители знаменитых купеческих домов. Ведь только талантливые люди могли создать такое удивительное деревянное кружево для украшения своих домов. На одном из фасадов мы заметили даже резного лебедя. И в то же время, вся эта красота – не застывшая, не сувенирная, она – живая и подвижная, как сама жизнь.
Что посмотреть в Колыванском районе
- Колыванский краеведческий музей
- Дом ремесел «Слобода»
- Собор во имя Святой Живоначальной Троицы
- Покровский Александро-Невский женский монастырь
- Усадьба чатского татарина
Партнеры экспедиции:
Генеральный партнер