56 дней, 27 тысяч километров и два пилота-любителя, решившихся на перелет, которому на данный момент нет аналогов в России, – все это о вертолетной экспедиции, которая стартовала в июне из Москвы.
Что вместили в себя эти два месяца и как люди решаются на столь экстремальные путешествия, редакции рассказали ее участники – командир вертолета Игорь Гуржуенко и штурман и бортинженер Виктор Сидельников.
Елена Танажко, nsk.aif.ru: - С каким багажом впечатлений вы прилетели в Новосибирск?
Игорь Гуржуенко: - Мы хорошо знакомы с вашим городом, у нас здесь очень много друзей, поэтому самое первое впечатление о Новосибирске далеко в прошлом. За время путешествия мы привыкли к совершенно маленьким поселочкам и небольшим провинциальным городочкам, поэтому Новосибирск сразу показался столичным мегаполисом.
Если говорить в целом об экспедиционных впечатлениях, то сейчас трудно сконцентрироваться на чем-то одном – слишком быстрая карусель событий промелькнула за два месяца перед нашими глазами. И главное выделить пока сложно – нужно время, чтобы как-то осмыслить увиденное.
Виктор Сидельников: - Событий действительно очень много, по возвращении домой их нужно спокойно «растянуть» во времени и разложить по полочкам.
Если говорить о Новосибирске, то перелет Братск – Красноярск – Новосибирск был достаточно тяжелым: из-за сильного ветра вертолет трясло всю дорогу.
Е.Т.: - Что вы, по сложившейся в путешествии традиции, в обязательном порядке делаете во время своих остановок? Пробуете местную кухню, общаетесь с жителями?
В.С.: - Обязательно делаем панорамное фото. Одна из задач нашей экспедиции – снимать панораму всех городов, которые мы посещаем.
И. Г.: - Говоря о кухне, вы просто себе не представляете, через какие места мы летели. Какая кухня?! Там люди порой просто выживают. И мы тоже выживали – это были настоящие дикие места: поселки, где несколько сотен человек живут рыбалкой, охотой и совершенно не обращают внимания на таких приезжих, как мы. Север, все Заполярье, большая часть Камчатки сейчас находятся в глубоко упадочном состоянии, поэтому в нашем случае это не гламурное путешествие, когда мы пробуем кухню разных мест. Это серьезная экспедиция, где нужно работать. Мы с Витей даже потеряли по 15 кг, так что не до кухни было.
Е.Т.: - Увиденное вами стало неожиданностью? Или ко многим вещам были готовы еще в процессе подготовки к экспедиции?
И.Г.: - Мы были готовы к тому, что увидим, по рассказам и информации интернет-форумов. Что Север действительно заброшен, что жить там крайне сложно и по погодным условиям, и по социальной ситуации. Но когда ты видишь все это воочию, своими глазами, это производит сильное впечатление. С одной стороны, это контраст между дикой и суровой красотой природы и помойками, в которые реально превратились поселки и города, когда-то гремевшие на весь Советский Союз славой освоения Арктики, Северного морского пути, полярной авиацией. А сейчас это все в жутком упадке.
В.С.: - Стоит заметить, что, несмотря на внешнюю серость и убитость, там живут настоящие люди. Таких в средней полосе России встретить очень тяжело.
И. Г.: - Условия жизни на Севере заставляют людей быть душевными и бескорыстными, идти на взаимовыручку. Мы же привыкли, что чем крупнее город, тем более одинокие люди в нем живут.
Мы перед вылетом связывались с администрациями многих поселков, волонтерами – людьми, которые уже на месте смогут помочь. Практически везде мы получили отклик и помощь от тех самых настоящих северных мужиков.
Е.Т.: - Ваш перелет считается сложным и немного рискованным, если не окончательно сумасшедшим. Действительно ли были ситуации за гранью экстрима? К примеру, многие спрашивают вас о ночевке в тундре.
И.Г.: - Здесь ничего экстремального нет – мы вынуждены были сесть, когда прижимала непогода. Такая ситуация произошла дважды – один раз в тундре, другой в горах. И, по большому счету, по нашей глупости, поэтому говорить о каком-то героизме или экстриме, пожалуй, не стоит. Самым экстремальным моментом были 10 часов в вертолете в попытке заснуть.
Е.Т.: - Какая подготовка предшествовала началу экспедиции?
В. С.: - Все началось с разработки маршрута и обозначения особо интересных мест, где можно приземлиться. На это у нас ушло около полугода. Параллельно выбирались оборудование, экипировка, средства выживания и защиты. Мы сторонники того, чтобы летать безопасно и просчитывать заранее все возможные ситуации, с которыми придется столкнуться. Сейчас уже сами понимаем, что самую сложную часть маршрута – северную – мы прошли очень хорошо.
И.Г.: - Скорее даже у нас было слишком много лишнего – мы целый вертолет набили снаряжением, поэтому готовы были неделями выживать в любой тундре или тайге.
У нас с собой были рыболовные снасти, ружье и другие немыслимые приспособления для жизни в экстремальных условиях. Наверное, без них все-таки нельзя было лететь, но рады, что не было повода воспользоваться.
Е.Т.: - Какие расстояния перелетов были для вас максимальными до проекта «Россия 360»?
И.Г.: - Небольшими – до этого мы летали на 3-4 тысячи километров. Был у нас опыт путешествия на самолете до Хабаровска и обратно. Но на самолете – это как на автобусе проехаться: сел на одной остановке, вышел на другой. Вертолет дает возможность полета на высоте птичьего, когда вся земля с ее ландшафтами и красотами раскидывается перед твоими глазами.
Преодолеть наш маршрут на самолете – это рутина. А на вертолете – все равно что пешком пройти.
Е.Т.: - Вас друзья и родные не отговаривали?
И.Г.: - У меня супруга с пониманием относится к увлечению, но волнуется, конечно, чисто по- человечески. Когда начали готовиться к экспедиции, некоторые опытные вертолетчики в отставке говорили: ни в коем случае не летите, вы там застрянете и пропадете. Профессиональная авиационная аудитория разделилась в конечном счете на два лагеря: одни говорили «ничего, ребята, давайте, мы вам поможем и подскажем», другие были настроены пессимистично.
Е.Т.: - Вашей экспедиции действительно нет аналогов в настоящее время?
И.Г.: - Да, подобного до нас не предпринималось. Такие полеты были популярны в 30-е годы, когда авиация только становилась на ноги: совершались трансконтинентальные, беспересадочные перелеты. Было такое героическое время. С тех пор авиация повзрослела, стала реактивнее, и подобные перелеты перестали быть чем-то особенным.
Но мы не представляем большую и серьезную авиацию. Наш вертолет – стрекоза, и конечно, для таких путешествий он не предназначен и не используется. Здесь мы, образно говоря, были первопроходцами, и поэтому со многими проблемами приходилось сталкиваться лоб в лоб впервые. Это прежде всего человеческие проблемы – на аэродромах не привыкли общаться с частными авиаторами.
В.С.: - На каждом аэродроме нас встречала толпа интересующегося народа, в том числе профессиональные летчики, которые спрашивали: «Как вы долетели, он же маленький?»
Е.Т.: - Ваш пример оказался заразителен? Есть ли те, кто уже решился повторить ваш маршрут?
И.Г.: - Нашлись такие! В наш штаб в Москве позвонил человек, который хочет повторить маршрут экспедиции «Россия 360» на дельтолете. Когда мы прилетим, я потрачу достаточно времени на то, чтобы поделиться информацией, которую мы собрали: по аэродромам, контактам и каким-то принципиальным для летчиков моментам.
Е.Т.: - Экспедиция подходит к концу. С какими ощущениями вы возвращаетесь домой?
И.Г.: - Есть небольшая усталость от недомашних условий – долгое время мы находились в пути и вынуждены были скитаться по гостиницам. Вот от этого есть немного такая бытовая утомленность. Хочется скорее домой.
Е.Т.: - Чем займетесь в первую очередь по возвращении домой?
В. С.: - Нужно будет просто вернуться в обычную жизнь.
И.Г.: - Перестроиться на обычный ритм жизни. Хотя я должен признаться, что в некотором плане мировоззрение изменилось. Изменился взгляд на некоторые вещи, ценности, образ жизни. Это все надо осмыслить.
Люди, живущие в больших городах и бегающие по малому кругу своей привычной жизни, многого не видят и не понимают. У них «переконцентрация» на моментах комфорта и благополучия, а ведь это не самое главное. Есть куда более серьезные вещи…
Е.Т.: - Задумываетесь над новыми маршрутами?
И.Г.: - Об этом рано говорить, но идеи есть и продолжение, скорее всего, будет…