Примерное время чтения: 7 минут
380

Дао бегуна. Сибиряки всё больше увлекаются экстремальными марафонами?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. АиФ на Оби №31 03/08/2016
Константин Ермолин / АиФ

Впадая в транс

Недавно изобрели новый вид марафона специально для экстремалов, живущих в холодном климате, – фространнинг.

«После пробежки на дистанцию больше 25 км в голове как будто происходит генеральная уборка – выбрасываются все ненужные мысли, выметается хандра и депрессия, промываются окна», – объясняет смысл своего увлечения Вячеслав БОЯРСКИЙ, кандидат филологических наук из Новосибирска, президент клуба трейлраннеров «Фаланга».

Он пришёл в трейлраннинг из бодибилдинга – хотел «просушить мышцы», да так «подсел», что уже пробежал Байкальский ледовый марафон, ТрансУрал, по «сотке» на Эльтоне, в Уймонской долине.

Бег на ультрадлинные дистанции – особое состояние. Наш собеседник называет его «дао бегуна»: «Полное одиночество – только ты и тропа. У тебя «вагон» времени, чтобы подумать, помечтать. В тебе смешиваются пустота и энергия, сила и слабость. Один раз испытаешь – и всё: ты на игле».

Трейлраннинг – в переводе с английского «бег по тропе» – зародился на Западе около 20 лет назад. В России этот вид спорта набирает популярность в последние четыре года. Смысл дисциплины – преодоление ультра­длинной дистанции – 28, 56 или 104 км – по пересечённой местности с перепадом высот. Ультратрейл длиной 104 км сродни армейскому марш-броску, который проходят спецназовцы, желающие получить краповый берет.

«Тех, кто хочет попробовать себя в трейле, больше среди людей старше сорока, примерно четверть из них – женщины», – делится впечатлениями Вячеслав Боярский.

В прошлом году он принял участие в самой масштабной российской трейловой гонке – ТрансУрал. На самую длинную дистанцию заявились около 200 человек. Процентов десять не дошли до финиша. «Гонка длилась три дня. Надо было пройти четыре дистанции: в первый день – 56 км, во второй день – 32 км днём и ещё 12 ночью, в третий день – классический марафон 42 км. За два часа до ночного старта хлынул ливень сплошной стеной, – вспоминает Вячеслав. – Маршрут ночного кросса начинался с подъёма на гору, затем спуск, опять подъём – спуск – относительно горизонтальный участок (с ямами и мимо кладбища) – и финиш. Люди бегут вверх. Под ногами – мокрая трава, камни. Первый спуск. Каменистая тропа, грязь. Кто-то падает. Вскрики. Второй подъём в стене дождя. И наконец – самый длинный спуск в кромешной тьме, по каменистой дороге. Не все фонарики пробивают стену воды – мы бежим, толком не видя, куда встаёт нога. Я бегу в хорошем темпе – но меня обгоняет одна фигура за другой – уже почти летя в темноту. Пытаюсь повторить этот подвиг, но тут же падаю. А внутри растёт ощущение странной эйфории: ночь, голое тело под дождём, пятна света, бег, голоса в темноте… Время пропадает, остаётся одно пространство – и движение. Транс. ТрансУрал».

В мае этого года Вячеслав бежал трейл вокруг Эльтона – солёного озера в Волгоградской области. Жара – плюс 45. На тропе то и дело появляются ядовитые змеи. Адская усталость, нестерпимая боль в ногах… И безграничное счастье на финише – от того, что ты сделал это.

Бегущие по снегам

Сегодня в Новосибирске – с десяток ярых поклонников трейлраннинга и около тридцати человек «примкнувших к ним». Костяк клуба – три кандидата наук: филолог, экономист и математик. Есть одна женщина. Все спортсмены – старше 30 лет. Почти все – выпускники НГУ. На ультратрейлах те, кто старше, часто преодолевают дистанцию лучше. Вячеслав Боярский объясняет этот парадокс тем, что приходит умение беречь силы – и получать максимальный результат. Ну и ещё – с возрастом люди становятся упорней.

Впрочем, молодёжь тоже интересуется бегом на ультра­длинные дистанции. «Наше поколение в молодости довольно активно «отдавало дань» спиртному, – вспоминает Вячеслав. – Сейчас мои студенты (Вячеслав преподаёт в НГПУ. – Прим. ред.) помешаны на здоровом образе жизни. С этой точки зрения я для них – весьма интересная фигура. Никогда не отказываюсь рассказать о своих трейлах, даю советы, если ребята спрашивают».

Недавно у любителей бега из Новосибирского Академгородка появилось новое увлечение – фространнинг, «ледяной бег». Идея пришла Боярскому после того, как на пробежке при +10 он встретил молодого человека … в варежках: «Но мы же сибиряки, должны закаляться!» Смысл фространнинга – минимум одежды при любой температуре. Теперь в зимнем лесу часто встречаются люди, бегущие с обнажённым торсом.

В 2016 г. эти люди создали «Сибирскую федерацию фространнинга». Скоро в этом новом виде спорта будут свои соревнования.

ТрансУрал

Уникальный международный многодневный марафон, старт которому был дан в 2014 году. Аналогов ему нет в мире. Маршрут всех четырёх гонок (по Южному, Среднему, Северному и Полярному Уралу) проходит одновременно на двух частях света: в Европе и в Азии, и каждый раз дистанция уникальна – участники не бегут по одной и той же трассе дважды.

Эльтон Ультратрейл

Марафон пустынных степей. Это – единственная в Европе сверхмарафонская дистанция, проложенная среди пустынных степей вдоль уникального солёного озера по маршрутам соледобытчиков времён Петра I.

Другие экстремальные беговые виды спорта

Скайраннинг

В 1990-х годах итальянский альпинист Марино Джиакометти и его друзья организовали забеги на альпийские вершины Монблан и Монте Роза. В 1995 году была создана Федерация Высотных Забегов, а в 1996 спорту было присвоено название «Skyrunning».

Дисциплины скайраннинга:

• Высотный марафон – забег с подъёмом от 2000 метров и протяжённостью от 30 км до 42 км. Дистанция проходит по тропинкам, ледникам, камням, может превышать высоту 4000 м. При превышении параметров считается Ultra SkyMarathons (ультравысотные марафоны)

• Высотная гонка – забеги на высоте от 2000 до 4000 метров, от 20 км до 30 км максимум

• Вертикальный километр – забег с перепадом высоты 1000 метров дистанцией не более 5 км

Рогейн

Самостоятельный вид спорта, близкий к спортивному ориентированию, но отличающийся от него гораздо большей площадью проведения, удалённостью контрольных пунктов друг от друга.

Задача рогейнеров состоит в том, чтобы отметиться на контрольных пунктах (КП) за определённое количество времени (4, 6, 8, 12 и 24 часа) и тем самым набрать соответствующую количеству и качеству контрольных пунктов сумму очков. Все КП имеют определённый вес (очки), обычно от 3 до 9 очков в зависимости от удалённости от старта, от ближайших пунктов и от степени проходим

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах