Сегодня каждый третий житель Новосибирска имеет авто: теоретически на 1,5 миллиона жителей приходится 600 тысяч зарегистрированных автомобилей. По нормативам градостроительного проектирования Новосибирска, количество машино-мест определяется из расчёта: на 1 квартиру общей площадью более 40 кв. м — одно место. Новостройки уже несколько лет как сдаются с подземным паркингом. Но цена за такое подземное место вполне сопоставима со стоимостью среднестатистической «хрущёвки» — от 600 тысяч до 1,5 млн рублей. Неудивительно, что большинство подземных мест пустуют.
Жители микрорайона Вертковский сами вывели «среднее автомобильное арифметическое»: на 60 домов в их микрорайоне приходится 4000 машин. То есть личное авто имеет каждый третий житель. Естественно, что во дворе место для каждого железного коня не найдётся. Поэтому и решили оборудовать по несколько парковочных карманов во дворах. Чтобы как-то решить дефицит автостоянок, горожане прибегают к изобретательности. Кто-то ставит прямо во дворе «лягушки»-блокираторы, огораживает металлическими столбиками и вешает на них цепи с замками. Но всё это незаконно, поэтому по заявлению недовольных соседей могут приехать сотрудники госслужб, срезать блокираторы и забрать машины на штрафстоянки. Между тем в городе уже много дворов, где появились парковки.
«Это наш парковочный карман. Всей проблемы он не решает, но нагрузку с проездов снимает, — рассказывает и показывает Александр Воробьев, председатель совета ТОС «Вертковский». — Цена вопроса такого кармана, оборудованного внутри двора на 10–12 автомобилей, составляет около 200 тысяч рублей. Хотя всем мест всё равно не хватает. Поэтому бывает, что среди соседей возникают в некотором роде междоусобные войны за место на парковке. Естественно, мы стараемся любое придомовое пространство обратить в парковочное, но в средствах мы всё равно ограничены».
Доехать до метро
Ответ на проблему парковок для автомобилей сейчас ищут и студенты техникума автосервиса и дорожного хозяйства. Выпускник Роман Микоянский работает над научным проектом современных парковок, он уверен, что будущее за подземными перехватывающими парковками.
«Чтобы разгрузить центр мегаполиса от авто, нужно построить на каждой конечной станции метрополитена перехватывающую парковку, — рассуждает Роман, — а дальше схема простая: водители пересаживаются на метро, оставляя машины на конвейере, а после забирают их за символическую плату».
Реальность воплощения такой задумки сомнительна, по крайней мере сегодня. Власти города уже пробовали пересадить горожан на метро с помощью перехватывающей парковки, но эксперимент нельзя назвать удачным. Единственная в Новосибирске перехватывающая парковка есть на площади Маркса, на 455 мест. Но не похоже, чтобы после её запуска заметно уменьшились автомобильные потоки на Октябрьском и Димитровском мостах.
«Я не стану оставлять свою машину на перехватывающей парковке, чтобы потом трястись в метро, — говорит Антон Кондратьев, автовладелец. — Это неудобно. Лучше стоять в пробке, чем тесниться в вагонах и блуждать в подземных переходах. Тем более я уверен, что перехватывающими парковками пользуются «случайные» водители. То есть проверить, что автовладелец честно пересел на метро, чтобы уехать в центр, нельзя. Может, он на полчаса припарковался, чтобы зайти в парикмахерскую».
Хотя есть и другие мнения. Екатерина Варгасова работает в центре, а живёт в Ленинском районе. Она рассказала, что в рабочие дни пользуется перехватывающей парковкой ежедневно: «Я отвожу ребёнка в детсад на машине, доезжаю до площади Маркса и пересаживаюсь на метро. Вполне нормально. У моих коллег уже несколько раз эвакуировали машины от офиса на штрафстоянку. Я не хочу платить штраф».
Пока водители предпочитают парковаться как угодно и где угодно. Но местные власти пытаются приучить новосибирцев к порядку: ежедневно на четыре штрафстоянки Новосибирска доставляют порядка 130 автомобилей. По информации пресс-службы, в скором времени в городе появятся четыре новые перехватывающие парковки. Новосибирским водителям придётся научиться ими пользоваться, или их машины будут эвакуированы.